Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Интервью Первого заместителя Директора – руководителя Пограничной службы ФСБ России РИА "Новости" ко Дню пограничника

«Основные результаты пограничной деятельности и перспективные задачи пограничных органов по противодействию угрозам пограничной безопасности».

1. Владимир Григорьевич, первый вопрос традиционный – какова сейчас оперативная обстановка на периметре государственной границы России – самой протяженной в мире? С какими основными результатами Пограничная служба подошла к своему празднику?

Обстановка на государственной границе Российской Федерации остается динамичной. На ее развитие преимущественное влияние оказывают сложная эпидемиологическая ситуация в мире и принимаемые в связи с этим международным сообществом меры по защите населения от распространения коронавирусной инфекции, сохранение вблизи российских границ очагов военно-политической напряженности, рост военной активности Североатлантического альянса, а также нарастающее санкционное давление на Российскую Федерацию со стороны западных стран.

Сохранялись риски проникновения на российскую территорию лиц, причастных к деятельности международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, а также контрабанды средств диверсии и террора. В 2020 году пограничными органами выявлено более 400 лиц, имеющих отношение к террористической деятельности, и около 2,5 тыс. человек, находившихся в розыске. В пунктах пропуска и на приграничной территории изъято свыше 120 единиц огнестрельного оружия, около 125 кг взрывчатых веществ и более 18 тыс. боеприпасов, выявлено 105 экземпляров литературы экстремистского содержания и символик международных террористических организаций.

Предпринимались попытки нарушений государственной границы иностранцами, следовавшими в Россию с миграционными целями, а также использовавшими территорию Российской Федерации для незаконного убытия в страны Европы. Так, в пунктах пропуска через государственную границу выявлено более 25 тыс. лиц с недействительными документами, свыше 20 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен.

В сфере борьбы с трансграничной преступностью пограничными органами пресечена деятельность более 80 организаторов каналов незаконной миграции, задержано свыше 240 иностранных граждан, изыскивавших возможность незаконного убытия в страны Западной Европы (преимущественно на границе с Финляндией и странами Балтии).

Оставались актуальными риски контрабанды наркотиков, культурных и исторических ценностей, а также незаконного перемещения стратегического сырья, товаров и грузов, включая контрафактную и секционную продукцию, подпадающую под действие ответных российских экономических мер.

В прошлом году пограничниками выявлено свыше 430 кг наркотических средств и психотропных веществ, более 300 кг сильнодействующих препаратов. По нашей информации взаимодействующими органами из незаконного оборота изъято еще около 300 кг наркотиков и иных запрещенных препаратов.

Пресечено 679 попыток незаконного перемещения грузов, товаров и животных стоимостью около 610 млн рублей.

Сохранялись предпосылки к росту противоправной деятельности, связанной с незаконным промыслом морских биоресурсов. В ходе осуществления государственного контроля инспекторами пограничных органов выявлено около 7 тыс. нарушений законодательства о рыболовстве. Пресечена противоправная деятельность порядка 650 судов и маломерных плавсредств, из незаконного оборота изъято более 420 тонн рыбной и иной продукции.

В целом в ходе повседневной деятельности пограничными органами в 2020 году задержано более одной тысячи нарушителей границы, свыше 32 тыс. нарушителей ее режима. Выявлено около 40 тыс. нарушителей правил пограничного режима и режима в пунктах пропуска.

2. Пандемия коронавируса коснулась любой области, и пограничники тоже не стали исключением. На первый взгляд, ограничения на сообщение между странами должны были облегчить работу пограничных пунктов пропуска. Сколько человек пересекло границу в прошлом году?

Масштабы и опасность распространения в 2020 году новой коронавирусной инфекции COVID-19 вызвали необходимость принятия беспрецедентных мер по усилению санитарно-карантинных ограничений, которые, в первую очередь, коснулись государственных границ.

В 2020 году по сравнению с показателями предыдущего года в 3,3 раза сократился объем пассажиропотока. Через государственную границу Российской Федерации пропущены свыше 49 млн человек (в 2019 году – 163 млн). Вдвое снизилось количество транспортных средств, следующих через пункты пропуска (2020 – 10,4 млн, в 2019 – 24,2 млн).

Вместе с тем снижение объемов пропуска лиц и транспортных средств не упростило работу пограничников в пунктах пропуска. Это связано с тем, что введенные Правительством Российской Федерации режимные ограничения предусматривают пропуск через государственную границу определенных категорий граждан, что потребовало применения дифференцированного подхода к осуществлению пограничного контроля лиц, следующих через границу, а также проведения активной разъяснительной работы.

3. С другой стороны, наверняка на фоне «схлопывания» этого потока возникли сложности с тем, что не все люди соблюдали новые правила пересечения границ, из-за чего возникала путаница, люди застревали в пунктах пропуска. Можно также предположить, что находились и те, кто незаконным путем хотел въехать в нашу страну или, наоборот, ее покинуть – в том числе мигранты, а то и откровенные преступники. И все это на фоне того, что надо было принимать меры защиты личного состава от заразы. Как в итоге пограничники справлялись с этими сложностями? Проведена ли вакцинация личного состава от COVID-19?

С введением ограничений (в марте 2020 г.) организована слаженная работа подразделений государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу, что позволило обеспечить беспрепятственный пропуск определенных Правительством России категорий лиц и транспортных средств.

Информация о порядке и условиях въезда в Российскую Федерацию и выезда из страны своевременно размещалась на сайтах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в том числе и на сайте ФСБ России, что способствовало оперативному информированию граждан о порядке пересечения границы в условиях карантинных ограничений.

Вместе с тем риски незаконного пересечения государственной границы не снижались.

Предпринимались попытки проникновения в Российскую Федерацию членов террористических организаций, получивших боевой опыт в Сирии и Ираке. На международных авиарейсах неоднократно выявлялись граждане, в отношении которых имелась информация об их участии в боевых действиях в составе незаконных вооруженных формирований либо приверженности к радикальным организациям. Фиксировались попытки въезда в нашу страну иностранных граждан с криминальным прошлым.

В условиях ограничений наметилась тенденция смещения маршрутов трудовой миграции с казахстанского на белорусское направление.

На данном участке границы выявлено около 6,7 тыс. граждан третьих государств, что составляет более 45% от всех иностранцев, задержанных на государственной границе Российской Федерации. Основную часть из них составляли граждане стран постсоветского пространства, следовавшие в Россию с целью трудоустройства.

Для въезда на территорию России трудовые мигранты нередко использовали различные «ухищрения», в том числе фиктивные приглашения на лечение в российских медучреждениях, либо пытались въехать в качестве вторых водителей грузовых автомобилей и экспедиторов.

В 2020 году пограничными органами пресечено порядка 10 тыс. попыток незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан по недействительным медицинским приглашениям либо по чужим и поддельным водительским удостоверениям.

С целью сохранения здоровья сотрудников пограничных органов и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в ФСБ России были своевременно приняты меры по обеспечению личного состава средствами индивидуальной защиты. В плановом порядке осуществляется вакцинация личного состава.

4. Продолжая эту тему – возможность трансграничного заноса в Россию новых инфекций отнесена к угрозам национальной безопасности нашей страны. Но первым барьером на пути таких «невидимых врагов» тоже оказываются пограничники. Принимает ли сейчас Погранслужба дополнительные меры по выявлению этих угроз и предупреждению их практического проявления? Как здесь организована работа с соответствующими структурами Минздрава, ФМБА, Роспотребнадзора, Минобороны?

Как Вам известно, в пунктах пропуска через государственную границу совместно с пограничными и таможенными органами работают сотрудники подразделений Роспотребнадзора, которые осуществляют санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия, выявляют в пассажиропотоке лиц с признаками заболевания, а также отслеживают санитарно-эпидемиологическую обстановку в сопредельных государствах.

Непосредственно с этими подразделениями пограничники осуществляют самое тесное взаимодействие в интересах предупреждения распространения на территории России новой коронавирусной инфекции.

5. Насколько на фоне эпидемиологических ограничений актуальна проблема, связанная с тем, что проживающие в Крыму граждане иногда скрывают факты выезда в страны дальнего зарубежья через территорию Украины по заграничным паспортам украинского же образца?

Необходимо отметить, что в соответствии с российским законодательством выезд за рубеж, в том числе на территорию Украины, гражданами России осуществляется по действительным заграничным паспортам, выдаваемым уполномоченными государственными органами.

Мы располагаем информацией, что отдельные граждане Российской Федерации, проживающие в Крыму, сохранили украинские паспорта и пользуются ими для выезда через территорию Украины в страны дальнего зарубежья, в том числе с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Это создает риски завоза на территорию Российской Федерации коронавирусной инфекции, включая ее новых штаммов.

Вместе с тем по возвращении к постоянному месту жительства совместно с подразделениями Роспотребнадзора в отношении данной категории лиц наравне с иностранцами проводится полный комплекс санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, что позволяет выявлять риски распространения COVID-19 на территории России.

Таким образом, данные обстоятельства не являются в настоящее время серьезной проблемой.

6. Российско-украинская граница по-прежнему не знает покоя. Еще свежа в памяти провокация, устроенная сопредельной стороной в Азовском море в конце 2018 года. Время от времени приходят сообщения о попытках проникновения из Украины в Россию разных лиц и с разными целями, в том числе террористическими, в обход пунктов пропуска. Можно ли говорить, что украинская сторона пытается проверить на прочность охрану границы со стороны России, чтобы потом устроить новую громкую провокацию? В целом как изменилась ситуация на границе с Украиной за минувший год?

Обстановка на границе с Украиной остается напряженной. Наиболее динамично она развивается в Азовско-Черноморском регионе, что преимущественно обусловлено сохранением военной активности стран – членов Североатлантического альянса.

Сохранялись риски провокационных действий со стороны Украины в отношении российских объектов морской экономической деятельности и торгового флота в Черном и Азовском морях. В минувшем году подразделениями береговой охраны неоднократно пресекались попытки приближения кораблей и катеров ВМС и ГПС Украины к внешней границе территориального моря России и к районам нефтедобычи в Черном море.

Сохранялись предпосылки проведения провокаций украинскими националистами на сухопутном участке крымского направления. В частности, представителями запрещенной в России организации «Меджлис крымско-татарского народа» планировалось проведение в мае 2020 года т.н. Марша достоинства с участием сторонников меджлиса, украинских националистических формирований и крымско-татарских диаспор третьих стран.

Предпринимались попытки распространения украинскими националистами агитационных и пропагандистских материалов, в том числе с использованием воздушных шаров.

Необходимо также отметить, что нами продолжают фиксироваться случаи уклонения украинских партнеров от выполнения международных обязательств в части, касающейся предоставления сведений, необходимых для установления личности задержанных лиц за нарушение режима государственной границы из Украины в Россию, что не позволяет своевременно принять меры по привлечению их к ответственности.

7. Наблюдают ли российские пограничники продолжение рытья рва на сопредельной украинской территории? Какова ваша как профессионала оценка этих работ? Со стороны это выглядит как пропагандистский ход Киева, а на самом деле – просто «закапывание» денег.

С 2014 года мы наблюдаем за реализацией Украиной проекта «Европейский вал», в рамках которого наращивалось инженерно-техническое прикрытие российско-украинского участка государственной границы, включая установку сигнализационных комплексов, инженерных заграждений и сооружений, оборудование контрольно-следовых полос и рокадных дорог, а также возведение опорных пунктов и огневых позиций, в том числе для боевой техники.

В прошлом году украинской стороной активных строительных работ не проводилось, что, по всей видимости, связано с недостаточным финансированием проекта.

8. Как сейчас обустроена российско-украинская сухопутная граница на участках соприкосновения с ДНР и ЛНР? Насколько она технически оснащена? Есть ли необходимость ее укрепления и оснащения новейшими средствами контроля с учетом дальнейшего обострения отношений между двумя странами?

Правительством Российской Федерации на оснащение и обустройство государственной границы, в том числе и российско-украинского участка, ежегодно выделяются необходимые финансовые средства.

Сухопутный участок российско-украинской границы оборудован в соответствии с установленными Пограничной службой ФСБ России требованиями к техническому прикрытию государственной границы, что позволяет осуществлять контроль за соблюдением административно-правовых режимов в ходе пограничной деятельности.

Учитывая динамику развития обстановки на данном направлении, а также недружественные действия украинской стороны в отношении Российской Федерации, нами принимаются адекватные меры по укреплению и увеличению плотности охраны государственной границы, а также плановому наращиванию ее технического оснащения.

В настоящий момент наши пограничные подразделения располагают всем необходимым для выполнения задач по охране государственной границы в мирное время и в случае обострения обстановки.

9. Полностью ли оборудован и обеспечен необходимыми средствами связи, контроля, техникой, вооружением участок сухопутной границы России с Украиной в Крыму?

Безусловно, крымский участок остается приоритетным по всем направлениям деятельности Пограничной службы ФСБ России.

Нами приняты исчерпывающие меры по созданию современной пограничной инфраструктуры, позволяющей выявлять и нейтрализовывать все существующие и возможные угрозы в пограничной сфере.

В настоящий момент по уровню обустроенности и оснащенности данный участок сухопутной границы России является одним из наиболее укрепленных. Именно здесь апробируются все новые и перспективные средства вооружения пограничной деятельности.

10. Насколько надежно защищен Керченский (Крымский) мост с учетом многочисленных провокационных заявлений украинских радикалов о том, что они готовы его взорвать или нанести удар ракетами «Нептун»? Охрана моста находится исключительно в ведении Погранслужбы или осуществляется во взаимодействии с другими ведомствами (Минобороны, МЧС и др.)?

Основная часть таких заявлений на Украине делается с популистскими целями и не предполагает конкретных действий по их реализации.

Вместе с тем мы внимательно отслеживаем обстановку и оцениваем риски возможных провокаций или диверсий в районе транспортного перехода.

Поэтому Крымский мост как стратегически важный объект, соединяющий полуостров с материковой частью страны, охраняется не только с моря, но и на суше, в воздушном пространстве и под водой.

Для обеспечения безопасности транспортного перехода и энергомоста через Керченский пролив задействуются силы и средства Пограничной службы совместно с подразделениями Минобороны и Росгвардии, оснащенные самым современным вооружением и военной техникой для предупреждения и пресечения возможных провокаций.

11. Есть ли планы увеличения количественного состава кораблей и катеров морской Погранслужбы в районе Керченского пролива с учетом планов Украины закупить в США и Великобритании корабли и катера для базирования в Мариуполе с целью противодействия «российской агрессии»?

Активные антироссийские действия и эскалация напряженности в регионе используются Украиной как предлог для получения финансовой и военной помощи от США и ЕС в целях реформирования морской военной и пограничной инфраструктуры.

Нам известно о поставках из США на Украину катеров, в основном отслуживших значительный срок службы, а также о контрактах на строительство Францией, Великобританией и другими странами НАТО новых катеров для украинской стороны.

В настоящее время сил и средств подразделений береговой охраны достаточно для выполнения поставленных задач в Азово-Черноморском регионе. В случае формирования новых угроз количество кораблей и катеров будет увеличено в достаточно короткий срок.

12. В какой мере оперативную обстановку на наших границах с Украиной осложняет возросшая активность стран НАТО – увеличение числа полетов иностранных самолетов-разведчиков в Черноморском регионе, заходы кораблей США в Черное море, в том числе для учений? Есть ли данные о том, что параллельно с такими действиями иностранные разведслужбы, используя современные технические средства, в том числе дроны, пытаются «вскрыть» особенности системы охраны государственной границы России не только в районе Черного моря, но и в других местах, определить оперативные возможности наших пограничников для действий в том или ином случае?

Практически по всему периметру наших границ мы наблюдаем увеличение военной активности НАТО, которая сопровождается наращиванием интенсивности мероприятий оперативной подготовки войск альянса, а также осуществлением разведывательной деятельности, в том числе с использованием самолетов и беспилотных летательных аппаратов, оснащенных новейшими техническими средствами контроля наземной и надводной обстановки и позволяющих осуществлять пристальное наблюдение за российской территорией.

Наибольшее количество разведполетов вблизи Крымского полуострова отмечается в период нахождения кораблей стран – членов НАТО в акватории Черного моря и проведения военных учений альянса в регионе.

Мы пристально отслеживаем «недружественную» деятельность западных партнеров у наших границ, которые направлены, прежде всего, на демонстрацию военной силы в целях сдерживания якобы «агрессивной политики России в регионе», и готовы к различным сценариям развития обстановки, включая предупреждение и пресечение провокаций на море, направленных на подрыв легитимности правовых режимов российских акваторий и демонстрацию пренебрежения суверенитета Российской Федерации.

Так, 13 октября 2020 г., несмотря на поступившее предупреждение о недопустимости захода в территориальные воды России, эсминец УРО D35 Dragon ВМС Великобритании пересек государственную границу Российской Федерации в районе мыса Херсонес в акватории Черного моря, воспользовавшись правом мирного прохода. На требования немедленно покинуть территориальное море России капитан эсминца заявил о плохом приеме сигнала. В результате совместных с ВМФ и ВКС России действий военный корабль был выдворен в нейтральные воды.

Увеличение количества полетов БПЛА также отмечается на сухопутном участке российско-украинской государственной границы. При содействии западных партнеров ГПСУ постоянно наращивает парк беспилотной авиации, используемой в пограничной деятельности.

Украинской стороной активно изучается опыт применения турецких и израильских разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов для возможного задействования в зоне конфликта на юго-востоке страны.

13. В ноябре прошлого года после договоренности о прекращении огня в Нагорном Карабахе российские пограничники по просьбе армянской стороны развернули дополнительные силы на границе Армении и Азербайджана. Подразделения Пограничной службы также вошли в состав межведомственного центра гуманитарного реагирования. Как сейчас специалисты оценивают итоги более чем полугодовой работы наших пограничников в этом районе? Сообщалось, что в район Карабаха переместились иностранные боевики, прошедшие Сирию. Как организовано противодействие им?

Новым фактором, определяющим содержание деятельности Пограничной службы ФСБ России, стало участие в реализации Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе».

Своевременно организованы и проведены встречи с руководством пограничных ведомств Азербайджана и Армении. В сжатые сроки сформирован и направлен на территорию Армении резерв Пограничной службы ФСБ России, которым организована служба на пяти пограничных постах.

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию и обеспечить контроль армяно-азербайджанского участка границы.

Отработанная практика совместной деятельности пограничных органов и территориальных органов безопасности по выявлению и задержанию иностранных наемников при возможном пересечении государственной границы позволяет нам эффективно пресекать данные попытки.

14. В целом на каком уровне сейчас находится сотрудничество Пограничной службы с коллегами из других стран СНГ? Как обеспечивается защита границ в странах Центральной Азии на фоне активности целящихся туда международных террористов, разместившихся на севере Афганистана? Удается ли надежно контролировать миграционные потоки? Какие практические наработки российских пограничников используют наши партнеры в этом регионе?

Пограничная служба ФСБ России развивает пограничное сотрудничество, используя формат двусторонних и многосторонних отношений с 57 пограничными структурами 48 государств мира.

При этом приоритетным является взаимодействие с пограничными ведомствами государств – участников СНГ, которое осуществляется в рамках Совета командующих Пограничными войсками.

В 2020 году основные усилия были направлены на выработку и реализацию совместных мер по обеспечению пограничной безопасности внешних границ государств – участников СНГ, включая афганское направление, а также поддержание взаимодействия, в том числе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В частности, в рамках 5-го Регионального совещания руководителей пограничных ведомств государств – участников СНГ (г. Самарканд, февраль 2020 г.) рассмотрены вопросы укрепления системы обеспечения пограничной безопасности внешних границ Центрально-Азиатского региона в условиях дальнейшего обострения обстановки в приграничных районах Афганистана. Выработаны меры, препятствующие проникновению на территорию СНГ лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, членов международных террористических организаций, принимавших участие в боевых действиях на территории Сирии, Ирака и Афганистана.

Продолжена практика проведения совместных специальных пограничных операций с нашими партнерами, в результате которых в 2020 году задержано 145 незаконных мигрантов, более 3,3 тыс. нарушителей режимов государственной границы. Из незаконного оборота изъято 35 единиц огнестрельного оружия, большое количество боеприпасов и наркотических средств, наложено штрафов на общую сумму свыше 6,2 млн. рублей.

В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в 2020 году мероприятия международного сотрудничества с иностранными партнерами проходили, как правило, с использованием телекоммуникационных систем в формате видеоконференции.

15. В начале 2021 года сменилась администрация США. Сказалось ли это на контактах российских и американских пограничников? И в чем сейчас заключается взаимодействие погранслужб России и США?

С коллегами из США мы поддерживаем контакты на международном уровне в рамках Арктического форума береговых охран (ACGF) и Форума пограничных ведомств/береговых охран государств северной части Тихого океана (NPCGF), а также в двустороннем региональном формате с 17 районом Береговой охраны США на Аляске.

В ходе практического взаимодействия решаются вопросы соблюдения правовых режимов акваторий, совместного противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу морских биологических ресурсов, а также поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море.

Мы, как и американские коллеги, прагматично подходим к сотрудничеству, используя его возможности для выполнения задач, стоящих перед пограничниками.

Так, например, в июле 2020 г. в акватории Берингова моря проведено совместное патрулирование с участием пограничного патрульного корабля ПУ ФСБ России по восточному арктическому району и корабля 17-го района БОХР США, в ходе которого отработано тактическое взаимодействие при выполнении задач пограничной деятельности.

Учитывая ограничения вследствие пандемии COVID-19, ряд встреч с представителями БОХР США мы провели в формате видео-конференц-связи. При согласовании действий корабельного состава в северной части Тихого океана была задействована автоматизированная система обмена информацией, разработанная российскими специалистами.

Так что в данном случае никакие внутригосударственные изменения в США не повлияли на результативность практического взаимодействия.

16. Эксперты по безопасности в один голос дали высшую оценку уровню безопасности проведенного в России в 2018 году чемпионата мира по футболу. Свою весомую лепту в этот успех внесли и пограничники. За счет чего удалось четко обеспечить въезд-выезд громадного числа зарубежных болельщиков? Оказался ли этот опыт востребован у зарубежных коллег, будет ли он применяться для обеспечения безопасности других крупных международных спортивных мероприятий – например, чемпионата Европы по футболу или еще более грандиозного турнира, футбольного первенства мира-2022 в Катаре?

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года мы заблаговременно начали работу по обеспечению организованного въезда и выезда большого количества болельщиков.

В тесном взаимодействии с МИДом и Минкомсвязи (в н.в. Минцифры) России, а также другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, были внесены коррективы в законодательство Российской Федерации, выработаны и реализованы совместные технологические и технические решения, позволившие обеспечить бесперебойный пропуск иностранных граждан через границу.

В результате в 2018 году была впервые применена технология, позволяющая пересечь границу в пунктах пропуска по персонифицированной карте зрителя (паспорт болельщика) в электронной форме, в том числе на внешних границах Союзного государства. Для этого иностранец заблаговременно отправлял запрос в Минцифры России, откуда по электронной почте поступали сведения об оформлении ему паспорта болельщика.

Для оперативного внесения изменений и исправления ошибок в электронных документах иностранных граждан в крупных пунктах пропуска осуществлялась техническая поддержка специалистов соответствующих ведомств, что позволяло значительно ускорить процесс пропуска через границу гостей чемпионата.

Всего в ходе подготовки и проведения ЧМ-2018 по футболу через государственную границу Российской Федерации пропущено более 17 млн человек. В условиях возросшего пассажиропотока также значительно увеличилось количество лиц опасной категории. Во въезде в Россию отказано более 240 иностранцам с признаками причастности к международным террористическим и экстремистским организациям и иной противоправной деятельности. Пресечено более 640 попыток нарушения российской границы иностранными болельщиками, изыскивавшими возможность незаконной миграции в страны Западной Европы.

Наш опыт был эффективно использован белорусскими партнерами в рамках подготовки и проведения II Европейских игр 2019 года и уже реализуется нами при подготовке к матчам чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, которые состоятся в этом году в г. Санкт-Петербурге.

17. Регулярно приходят сообщения о пресечении нашими пограничниками фактов незаконного рыболовства, особенно на побережье Дальнего Востока. Какова динамика браконьерства, насколько велик ущерб от противоправной деятельности? Кто является основным нарушителем законов в этой сфере?

Проблема охраны и рационального использования биологических ресурсов не утрачивает своей важности и актуальности.

Сохраняющийся за рубежом спрос на российские морские биоресурсы и дериваты диких животных остается основным мотивом вовлечения населения приграничья в браконьерский промысел и участие в контрабанде, а также осуществления противоправной деятельности недобросовестными российскими и иностранными рыбопромысловыми компаниями.

Практически ежедневно пограничники сталкиваются с фактами незаконной добычи и реализации морских биологических ресурсов, особенно их дорогостоящих ценных и особо ценных видов (крабы, морские гребешки, креветки), а также дериватов редких и исчезающих видов растений и животных.

Количество возбужденных пограничными органами дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования исчисляется тысячами, а суммы административных штрафов сотнями миллионов рублей. За последние три года количество выявленных нарушений возросло почти на 9%, а сумма штрафов превысила 1 млрд рублей.

Аналогичный рост наблюдается и по преступлениям. Так, в 2020 году пограничными органами возбуждено более 400 уголовных дел за совершение преступлений, предусмотренных статьями 253, 256, 258.1 Уголовного кодекса России.

Наиболее остро проблема браконьерства проявляется в Тихоокеанском регионе, где сосредоточены основные объемы особо ценных и ценных водных биоресурсов. Так, в 2020 году пограничными органами на данном направлении выявлено более 2,5 тыс. административных правонарушений и около 150 преступлений, что составляет порядка 40% от всех возбужденных дел в сфере природопользования. Из незаконного оборота изъято около 65% от общего количества водных биоресурсов и продукции.

В Баренцевом, Каспийском, Азовском и Черном морях также остаются актуальными проблемы незаконной добычи и реализации водных биоресурсов. Пограничными органами пресекаются попытки браконьерства осетровых и иных ценных видов рыб, краба и креветок.

Незаконный промысел и контрабанда дериватов редких и исчезающих видов растений и животных характерны для китайского участка государственной границы. В 2020 году на приграничной территории изъято более 26 тонн незаконно добытых редких (охраняемых) видов растений, среди которых преобладает родиола розовая. Общий размер пресеченной контрабанды дериватов оценивается на сумму более 20 млн рублей.

18. Насколько велики риски и угрозы возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по периметру российской границы? Есть ли проблемные точки? Как здесь Погранслужба взаимодействует с МЧС?

Проблемы есть, но они успешно решаются. В основном это касается трансграничных пожаров, когда огонь распространяется с большой скоростью и зависит от направления ветра. На количество таких случаев напрямую влияет погода, и, если в приграничных регионах долгое время нет дождей, опасность возникновения пожаров многократно возрастает. Данные риски наиболее актуальны для российско-казахстанского участка, но в той или иной степени касаются и всех остальных.

В интересах борьбы с такими явлениями на местах в пограничных органах организовано взаимодействие с подразделениями МЧС России, которые активно и эффективно помогают предотвратить угрозы возникновения природных и техногенных катастроф на государственной границе, переноса их на сопредельную территорию, а также уничтожения либо повреждения технических средств охраны границы.

19. Одно из ключевых направлений работы Пограничной службы – защита безопасности и интересов России в Арктическом регионе. Число задач там растет – увеличиваются объемы международных перевозок по Северному морскому пути, да и все больше не только стран, но и транснациональных корпораций, которые претендуют на ресурсы и территории в Арктике. Чувствуется ли из-за этого рост напряженности на наших северных границах?

Наша деятельность по защите и охране экономических и иных законных интересов в Арктике неразрывно связана с национальной морской политикой, реализуемой в рамках государственных программ и стратегий развития региона.

Мы сформировали систему мониторинга и анализа обстановки в арктических морях. Регулярно организуем, проводим и принимаем участие в совместных антитеррористических и поисково-спасательных учениях. Сопровождаем развитие Северного морского пути, участвуем в обеспечении безопасности судоходства, разведки и эксплуатации энергетических ресурсов.

Активизация экономической деятельности, связанная с увеличением объемов и интенсивности транспортировки углеводородного сырья по Северному морскому пути, а также развитием инфраструктуры морских портов и объектов нефтегазовых месторождений, привела к росту судоходства в Арктике на 16%, что потребовало от нас внесения определенных коррективов в служебную деятельность.

В этих целях организовано патрулирование с задействованием пограничных кораблей и авиации ФСБ России транспортных коммуникаций и районов рыбного промысла в акваториях Карского и Берингова морей, а также в районах архипелага Шпицберген и регулирования НЕАФК.

По сравнению с 2019 годом на 230 суток увеличилась продолжительность службы кораблей, почти в 1,5 раза возросло количество вылетов авиации ФСБ России.

Имеющиеся силы и средства позволяют и в дальнейшем наращивать интенсивность службы в целях своевременного реагирования на изменения обстановки в регионе. Так что любой всплеск напряженности на наших северных рубежах будет нивелирован.

20. Россия подала заявку в международные организации на расширение границ континентального шельфа в Арктике. В случае получения положительного результата насколько увеличится территория, которую российские морские пограничники будут обязаны контролировать? Прорабатывается ли уже сейчас этот вопрос?

В настоящее время в соответствии со статьей 76 Конвенции ООН по морскому праву границы континентального шельфа, принадлежащего прибрежному государству, установлены на удалении до 200 морских миль от исходных линий (побережья).

Российской Федерацией подана и профильными ведомствами сопровождается заявка в Комиссию ООН по границам континентального шельфа на их расширение в Северном ледовитом и Тихом океанах путем присоединения хребта Ломоносова, Чукотского поднятия и поднятия Менделеева, а также разделяющих их котловины Подводников и Чукотской котловины.

В случае принятия указанной Комиссией положительного решения Российская Федерация может расширить зону континентального шельфа в Арктическом регионе на 1,2 млн. кв. км (до 350 морских миль).

Что касается вопроса контроля данных территорий, то корабельный состав пограничных органов уже сейчас способен выполнять задачи в отдаленных арктических акваториях.

21. Есть ли в составе морской Погранслужбы в Арктике корабли и суда ледового класса? В свете развития Севморпути будет ли Погранслужба заказывать у промышленности корабли и суда подобного класса?

Сколько кораблей и катеров получили российские морские пограничники в 2020 году, каковы планы обновления корабельно-катерного состава морской Погранслужбы на 2021 год?

В составе пограничных органов несут службу корабли различных проектов, предназначенные для выполнения всего спектра поставленных задач пограничной деятельности, в том числе в Арктическом регионе.

В настоящее время корабли, несущие службу в Арктике, способны преодолевать средний однолетний лед толщиной до 0,9 м.

В плановом порядке ведется строительство серии пограничных сторожевых кораблей ледового класса проекта 22100, предназначенных для охраны государственной границы, а также морских биоресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в том числе в Арктике.

Непосредственно для Арктического региона заложен первый пограничный сторожевой корабль проекта 23550, водоизмещением около 8,5 тыс. тонн. До сегодняшнего дня кораблей с таким большим водоизмещением и функциональностью в составе пограничных органов не было.

Всего в 2020 году на вооружение подразделений береговой охраны поступили 6 единиц корабельного состава. В текущем году ожидается поставка еще 43 кораблей и катеров.

22. Широко известно выражение – «граница на замке». Но «замок» этот состоит из многих «деталей», иными словами, пограничники решают свои задачи с помощью разнообразных средств. Каковы цифры, отражающие долю современных образцов вооружения и техники, которыми оснащены российские пограничники? Какие основные новинки они получили за последний год и готовятся принять в ближайшем будущем? В приобретении каких новейших средств связи, техники и вооружения сейчас наиболее нуждается Погранслужба?

На сегодняшний день доля современных образцов вооружения и техники, которыми оснащены российские пограничники, превысила 65% от их общего количества.

Техническое оснащение пограничных органов носит плановый характер и осуществляется в рамках Программы вооружения Пограничной службы на период до 2027 года.

В настоящее время в пограничных органах применяется более 100 наименований современных технических средств, разработанных отечественными предприятиями промышленности и отвечающих мировым требованиям и стандартам. Их работа основана на различных физических принципах действия, что обеспечивает своевременное обнаружение и задержание нарушителей пограничного законодательства.

В 2020 году для охраны морских и сухопутных участков государственной границы на вооружение пограничных органов принято более 10 новых изделий, включая новейшие береговые радиолокационные станции, телевизионно-оптические и тепловизионные системы и комплексы, автономные посты технического наблюдения и сигнализационные приборы.

Осуществляется закупка современных транспортных средств на колесной и гусеничной базе, в том числе квадроциклов, а также новейших мобильных комплексов технических средств наблюдения и радиосвязи, светотехнических средств, размещенных на базе автомобилей повышенной проходимости.

23. С учетом бурного развития и активного применения беспилотников есть ли у Погранслужбы свои средства противодействия им? Достаточно ли у российских пограничников своих БПЛА, а также робототехники для мониторинга и контроля морской и сухопутной границ?

В настоящее время противодействие противоправному использованию беспилотников на государственной границе является одной из приоритетных задач. Для ее решения нами был апробирован ряд технических средств, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя.

В настоящее время мы эксплуатируем подобные технические средства и планируем наращивать наши усилия в этом направлении.

В интересах охраны границы пограничники активно используют беспилотные авиационные системы отечественного производства, в том числе квадрокоптерного типа, а также мобильные привязные аэростатные комплексы видеонаблюдения, предназначенные для дистанционного контроля за удаленными участками границы и координации действий пограничных нарядов при проведении пограничных поисков.

Беспилотники имеются на вооружении всех пограничных органов, их количественное и качественное состояние позволяет нам эффективно решать широкий спектр задач пограничной деятельности. При этом поставки и интенсивность применения БПЛА постоянно наращиваются.

На постоянной основе нами осуществляется мониторинг новейших разработок отечественной промышленности в данной области для возможного использования в интересах пограничной деятельности.

Перспективы для разработки и внедрения таких систем имеются.

24. Сейчас цифровые технологии все активнее используются в самых разных сферах. А идет ли цифровизация в Погранслужбе? Возможно ли, что и искусственный интеллект станет помощником в охране границы? И если да, то до каких пределов? Не исчезнет же полностью легендарный образ пограничника со служебной собакой?

В настоящее время цифровизация пограничной деятельности осуществляется преимущественно в пунктах пропуска через государственную границу. Это связано с активным использованием российскими и иностранными гражданами биометрических паспортов, различного рода электронных документов, что требует автоматизации пограничного контроля.

Для сокращения времени пограничных процедур в отношении граждан Российской Федерации, имеющих паспорта с биометрическими данными, завершена работа по созданию и испытанию автоматических кабин паспортного контроля, разработанных отечественными предприятиями.

Первые 20 автоматических кабин, оснащенных интуитивно понятным интерфейсом, установлены и введены в эксплуатацию в новом терминале «С» международного аэропорта Шереметьево.

Дальнейшее внедрение подобных автоматизированных систем планируется осуществлять в рамках строительства, реконструкции и технического оснащения пунктов пропуска.

Что касается искусственного интеллекта, внедрение и апробация которого только сейчас осуществляется крупнейшими российскими и мировыми компаниями в области цифровой экономики, то данную сферу деятельности еще предстоит изучить соответствующим научным и техническим подразделениям ведомства.

Мы внимательно следим за развитием современных цифровых технологий для возможного использования в сфере обеспечения пограничной безопасности.

25. Что касается собак – насколько активно они продолжают использоваться в практике Пограничной службы? Ведется ли улучшение служебных пород для повышения эффективности их работы?

Служебные собаки по-прежнему являются эффективным средством усиления пограничных нарядов. Каждый день на охрану государственной границы Российской Федерации заступают тысячи сотрудников и вместе с ними на службу выходят сотни собак, которых с полным основанием можно считать «незаменимыми помощниками» пограничников.

В современных условиях охраны границы специалист-кинолог с разыскной собакой используется для поиска, обнаружения и задержания нарушителей границы, осмотра местности и территорий, обнаружения взрывчатых веществ, наркотических средств и оружия, а также решения иных задач пограничной деятельности.

Следует отметить, что изречение «Ни один современный прибор не заменит обоняние служебной собаки» остается актуальным и по сей день.

Основными породами собак, используемыми в пограничной деятельности для поиска и задержания нарушителей, остаются немецкие овчарки, в поиске и обнаружении наркотических средств и взрывчатых веществ – лабрадоры и спаниели.

С недавнего времени в пограничных органах стала активно использоваться порода собаки бельгийская овчарка. Она обладает высоким уровнем интеллекта, хорошими охранными и разыскными качествами и может применяться для решения любых задач пограничной деятельности.

26. Везде ли, как положено, морская государственная граница РФ проходит в 12 милях от берега, а экономическая морская зона в 200 милях? Нет ли здесь спорных вопросов и районов? Вспоминается инцидент в ноябре 2020 г. с эсминцем США «Джон Маккейн» в районе залива Петра Великого на Дальнем Востоке. Насколько обоснованными были претензии американской стороны?

В соответствии с российским законодательством и международными нормами государственная граница Российской Федерации в морских пространствах определяется по внешней границе территориальных вод, расстояние которых, как правило, составляет 12 морских миль от берега. Исключительная экономическая зона является районом, находящимся за пределами территориальных вод, и не превышает 200 морских миль.

Данные правила не распространяются на так называемые исторические заливы.

На основании особых географических условий и оборонного значения залива Петра Великого, а также исторической принадлежности вод залива Российской Империи и впоследствии Советскому Союзу, правопреемником которого является Российская Федерация, постановлением Совета Министров СССР от 4 июля 1957 г. были установлены правовой режим исторического залива и граница внутренних морских вод.

Конечно же есть страны, в частности США, которые стремятся поставить под сомнение территориальную целостность нашего государства и не признают мотивированную позицию Российской Федерации в отношении статуса залива Петра Великого.

Вместе с тем претензии со стороны Америки являются необоснованными с точки зрения международного права. Произошедший инцидент в ноябре 2020 г. в заливе с эсминцем ВМС США «Джон Маккейн» является нарушением государственной границы Российской Федерации.

Мы принимаем меры по пресечению любых провокационных действий в строгом соответствии с нормами международного права и российского законодательства.

Также хотелось бы отметить, что за исключением залива Петра Великого, принадлежащего Российской Федерации, историческими заливами обладают и иные государства. К примеру, Норвегия считает своими территориальными водами Варангер-фьорд с шириной входа около 30 морских миль, Тунис – Габесский залив (50 морских миль), Канада – Гудзонов залив (около 50 морских миль).

27. Вряд ли можно спорить с тем фактом, что в усиленной защите нуждаются крупные трансграничные топливно-энергетические проекты – например, «Ямал-СПГ», «Южный поток» и «Северный поток-2». Как российские пограничники помогают обеспечивать безопасность в районах, где пролегают эти маршруты?

Для обеспечения безопасности объектов морской экономической деятельности Пограничной службой ФСБ России совместно с Национальным антитеррористическим комитетом совершенствуется система противодействия террористической деятельности в морском пространстве. На базе пограничных органов в пяти городах развернуты аппараты оперативных штабов в морских районах (бассейнах) по противодействию терроризму.

Одной из задач является нейтрализация выявленных и формирующихся террористических угроз в морском пространстве Российской Федерации, в том числе принятие мер по пресечению возможных террористических актов или провокационных действий, создающих непосредственную угрозу в отношении данных объектов.

На регулярной основе подразделения береговой охраны принимают участие в проведении антитеррористических учений и тренировок на море, в ходе которых отрабатываются вопросы пресечения возможных террористических актов (диверсий) на различных видах судов и морских объектах.

28. Российские пограничники обеспечивают безопасность нашей страны вместе с Вооруженными Силами. Каковы форматы совместной работы – в частности, участие Пограничной службы в учениях, проводимых Министерством обороны?

Взаимодействие пограничных органов с Вооруженными Силами Российской Федерации регламентировано федеральным законодательством и предполагает совместную деятельность как в мирное, так и в военное время.

В мирное время в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» Вооруженные Силы Российской Федерации выделяют пограничным органам силы и средства для участия в пограничных поисках и пограничных операциях.

Порядок взаимодействия ежегодно уточняется и отрабатывается в ходе совместных учений и тренировок, проводимых под руководством пограничных органов непосредственно на государственной границе и приграничной территории Российской Федерации.

Взаимодействие пограничных органов с Вооруженными Силами Российской Федерации в области обороны осуществляется в рамках Федерального закона «Об обороне», на основе которого пограничные органы в составе органов федеральной службы безопасности привлекаются для выполнения отдельных задач, связанных, в первую очередь, с участием в выполнении мероприятий территориальной обороны и обеспечении мер военного положения в приграничных субъектах Российской Федерации.

Ежегодно пограничные органы принимают участие в мероприятиях подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, проводимых по планам Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и командующих войсками военных округов.

Так, в 2020 году пограничные органы приняли активное участие в стратегическом командно-штабном учении «Кавказ-2020», в ходе которого успешно отработали задачи по выявлению и недопущению проникновения через государственную границу диверсионно-разведывательных групп и террористических формирований, а также пресечению их деятельности, информационному противоборству и поддержанию благоприятного оперативного режима на государственной границе, проведению фильтрационных и режимных мероприятий на приграничной территории.

В 2021 году аналогичные задачи будут отработаны в ходе стратегического командно-штабного учения «Запад-2021».

Таким образом, сложившаяся система взаимодействия пограничных органов с Вооруженными Силами Российской Федерации позволяет успешно решать совместные задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации в современных условиях.

29. Сегодня руководством страны уделяется значительное внимание патриотическому воспитанию молодого поколения. А как обстоят дела с воспитанием молодежи в Пограничной службе ФСБ России и пограничных органах?

Обстановка последних лет, для которой характерны попытки западной культуры, различных объединений и организаций разрушить ценностные установки нашего общества, требует усилить работу по патриотическому воспитанию наших граждан.

Подрастающее поколение – это будущее нашего государства. Именно поэтому вопросам воспитания, формирования у молодых людей уважения к закону и гражданской ответственности нами уделяется самое пристальное внимание. Важнейшим в этом направлении считаем воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами и будущими защитниками Отечества,

В пограничной среде работа с детьми организована в рамках кадетского движения и отрядов «Юные друзья пограничников», история образования которых уходит в далекие 50-е годы прошлого столетия.

В настоящее время на территории субъектов Российской Федерации при участии пограничных органов и ветеранов пограничной службы действует более тысячи военно-патриотических объединений, общая численность их участников составляет свыше двадцати тысяч человек.

Начиная с раннего детства, ребята приобщаются к истории Отечества и пограничной службы, знакомятся с традициями и основами пограничной службы.

Форм и методов работы с молодежью существует великое множество, но среди их разнообразия выделил самые, на наш взгляд, важные. Это сохранение памяти о подвигах воинов-пограничников, приумножение славных пограничных традиций, подготовка и привлечение подрастающего поколения к охране государственной границы, и, конечно же, передача ветеранами своего богатейшего служебного и жизненного опыта будущим стражам границы.

Уверен, что проводимая нами работа приносит положительные результаты в воспитание гражданина и патриота.

Показателем ее результативности является стабильно высокое количество жителей приграничных регионов, изъявивших желание к поступлению в пограничные институты и на службу в пограничные органы.

Исторически граница нуждалась не только в преданных и любящих свою страну людях, но и испытывала потребность в их профессионализме. В связи с этим, нами выстроена система профессиональной ориентации молодежи на военную службу в пограничных органах.

Несомненно, те, кто сейчас постигает азы пограничной науки в отрядах ЮДП или за партой в кадетских или лицейских классах, в будущем обязательно прославят пограничную службу и станут частью ее истории!


Для получения информации
обращаться в ЭЛЕКТРОННУЮ ПРИЕМНУЮ

Почтовый адрес: г.Москва,
107031, ул. Мясницкая, дом 1

Электронная
приемная

© Пограничная служба ФСБ России. 2009 - 2024 г. При использовании материалов ссылка на сайт ПС ФСБ России обязательна.