Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Интервью первого заместителя Директора – руководителя Пограничной службы ФСБ России информационному агентству ТАСС ко Дню пограничника

Уважаемый Владимир Григорьевич! Нашу встречу хотелось бы начать с традиционного вопроса об обстановке на государственной границе. Расскажите, в каких условиях приходится российским пограничным органам решать задачи по ее охране и защите?

Обстановка на государственной границе Российской Федерации характеризуется высокой динамичностью. На ее развитие преимущественное влияние оказывают сложившаяся международная обстановка, сохранение вблизи российских границ очагов военно-политической напряженности, негативные последствия кризисных явлений в мировой экономике. При этом государственная граница, как и прежде, остается своеобразным барометром, отражающим изменения в сфере межгосударственных отношений.

В последнее время обострились также угрозы, связанные с рисками возникновения вблизи государственной границы техногенных катастроф, природных стихийных бедствий, распространения заболеваний людей и животных. Примером проявления таких угроз является масштабное распространение коронавирусной инфекции, приведшее к обострению эпидемиологической обстановки во многих странах мира, росту социально-экономической напряженности в обществе, что потребовало принятия беспрецедентных мер по регулированию и контролю трансграничного перемещения людей и мобилизации усилий государства и общества на устранение последствий пандемии.

На сухопутном участке не снижается количество попыток незаконного пересечения государственной границы иностранными гражданами, следующими в Российскую Федерацию с миграционными целями, включая поиск лучших условий жизни, временное трудоустройство, а также использующими территорию России в качестве транзитной для убытия в страны Западной и Северной Европы. Наибольшее количество таких попыток предпринималось на западном, северо-западном и юго-восточном участках государственной границы, в пределах которых ежегодно выявляется порядка 6 тыс. незаконных мигрантов, преимущественно выходцев из стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Украины и Молдавии. В интересах противоправного пересечения границы организаторы используют различные маршруты, схемы и ухищрения, включая перевозку мигрантов в грузовых автомобилях, следующих под сертификатом TIR.

В условиях сохранения антироссийских экономических санкций западноевропейских государств и ответных российских мер, направленных на защиту национальных интересов в экономической сфере, растет количество попыток незаконного перемещения через государственную границу санкционной и контрафактной продукции. В прошлом году на российско-белорусском, российско-казахстанском участках государственной границы пограничниками совместно с взаимодействующими государственными контрольными органами при попытке незаконного ввоза в Россию задержано сельскохозяйственной продукции санкционной категории на сумму, превышающую 1,5 млрд. рублей.

Не снижается количество попыток незаконного перемещения через государственную границу товаров, грузов и стратегического сырья. При этом предметами контрабанды, как правило, являются: на государственной границе со странами Балтии – табачные изделия, на украинском участке – товары народного потребления, на казахстанском – горюче-смазочные материалы и спиртосодержащая продукция, на китайском – лес, минералы и драгоценные металлы, а также фрагменты диких и реликтовых животных. В последнее время на отдельных участках границы фиксируются попытки вывоза из России средств профилактики и индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции.

Остается актуальной угроза контрабандного ввоза в Российскую Федерацию наркотических и сильнодействующих веществ. Наряду с центральноазиатским направлением попытки контрабанды наркотиков предпринимались на северо-западном, западном и дальневосточном участках государственной границы.

Сохраняются риски незаконного проникновения на российскую территорию членов международных террористических организаций, контрабандного перемещения через границу религиозно-экстремистской литературы, незаконного оборота оружия и боеприпасов. Данная противоправная деятельность характерна для казахстанского, украинского участков границы, а также кавказского направления.

Растут риски переноса на территорию нашей страны опасных заболеваний животных, распространения степных и лесных пожаров, сезонного подтопления пограничных территорий, в том числе наносящих значительный ущерб пограничной инфраструктуре. Указанным рискам наиболее подвержены участки государственной границы Российской Федерации с Казахстаном, Монголией и Китаем.

На морских направлениях акватории Тихого и Северного Ледовитого океанов, Балтийского и Черного морей все чаще становятся пространствами ведения разведывательной деятельности, военно-морских учений, в которых участвуют иностранные корабли и авиация сразу нескольких государств.

Ряд иностранных государств не оставляет намерений включить акватории исключительной экономической зоны и районы континентального шельфа Российской Федерации в зону своих приоритетных интересов.

Возрастают устремления зарубежных научных учреждений к ресурсному потенциалу морей, находящихся под юрисдикцией России, особенно в Арктическом регионе.

Под предлогом защиты прав коренных малочисленных народов и морской природной среды различные международные организации предпринимают попытки ограничить судоходство по Северному морскому пути, пересмотреть правовой и территориальный статусы Арктики, противодействовать устойчивому освоению Россией месторождений полезных ископаемых.

Сохраняются риски диверсий и провокаций в отношении транспортных переходов, российских и иностранных судов, следующих в порты Крыма.

С учетом широкого географического развития топливно-энергетических государственных проектов в Балтийском («Северный поток-2»), Черном («Турецкий поток»), Охотском («Сахалин-2») и северных («Ямал-СПГ») морях усиливаются меры обеспечения пограничной безопасности в акваториях, примыкающих к данным объектам.

Сохраняются предпосылки к росту противоправной деятельности, связанной с незаконным промыслом морских биологических ресурсов в акваториях Дальневосточного, Арктического и Каспийского регионов.  В ходе осуществления государственного контроля инспекторами пограничных органов ежегодно выявляется порядка 6,5 тыс. нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации, задерживается до 40 российских и иностранных рыбопромысловых судов, из незаконного оборота изымается несколько тысяч тонн морских биологических ресурсов.

Трансграничные преступные группы, действующие в этой сфере, постоянно совершенствуют схемы незаконной добычи водных биоресурсов (далее – ВБР), сокрытия объемов уловов и поставок российской морепродукции в иностранные порты.

В прошлом году особую остроту приобрела проблема пресечения браконьерства северокорейских рыбаков в российской части Японского моря, действия которых отличались возросшей агрессивностью. Принятыми мерами ситуацию удалось купировать. За незаконную добычу морских биоресурсов задержано 16 рыболовных судов и 328 маломерных плавсредств под флагом КНДР с 3754 браконьерами, что превышает совокупные показатели предыдущих пяти лет (с 2014 по 2018 гг. задержано 11 северокорейских судов с 260 браконьерами).

Остается сложной обстановка в северной части Каспийского моря, обусловленная браконьерской добычей особо ценных видов рыб, в том числе запрещенных к вылову. В 2019 году российскими пограничными органами совместно с подразделениями береговой охраны Пограничной службы Казахстана на Каспии задержано свыше 1,5 тыс. браконьеров, изъято более 10 тонн и в естественную среду обитания возвращено свыше 3,3 тыс. экземпляров незаконно добытых осетровых видов рыб.

Динамичностью отличается обстановка в пунктах пропуска через государственную границу. В сравнении с 2018 годом увеличился грузовой и пассажирский потоки через границу, особенно в воздушных пунктах пропуска, а также на границе с Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Казахстаном.

В прошлом году пограничными органами через государственную границу пропущено свыше 163 млн. лиц и более 24 млн. транспортных средств. Наиболее динамично обстановка складывалась в период важных общественно-политических и спортивных мероприятий международного уровня, проводимых в Российской Федерации, включая Универсиаду в Красноярске, Международный арктический форум в г. Санкт-Петербурге, V Восточный экономический форум в г. Владивостоке.

Со стороны иностранных граждан предпринимаются попытки незаконного пересечения границы по поддельным и недействительным документам, в том числе оформленным на измененные установочные данные.

В условиях проводимых мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции в кратчайшие сроки была перестроена служебная деятельность подразделений пограничного контроля в пунктах пропуска.

Решение стоящих задач осуществлялось с учетом принятых руководством страны и иностранными государствами ограничительных мер, а также динамичного изменения объемов и категорий лиц, следующих через границу, в том числе в условиях, связанных с прибытием граждан из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Характеризуя обстановку на различных участках государственной границы, Вы не коснулись Арктического региона. Хотелось бы знать, какие задачи в настоящее время решают пограничные органы в Арктике?

Наша деятельность по защите и охране экономических и иных законных интересов неразрывно связана с национальной морской политикой, которая реализуется в рамках государственных программ и стратегий развития Арктики.

Мы сформировали систему мониторинга и анализа обстановки в арктических морях. Регулярно организуем, проводим и принимаем участие в совместных антитеррористических и поисково-спасательных учениях. Сопровождаем развитие Северного морского пути, участвуем в обеспечении безопасности судоходства по этому важному транспортному коридору, разведки и эксплуатации энергетических ресурсов.

В прошлом году пограничными кораблями и авиацией ФСБ России осуществлялось патрулирование на Новоземельском и Беринговском рубежах (Карское и Берингово моря соответственно). Обнаружено и опознано около 2 тыс. надводных целей, выявлено 70 нарушений пограничного и природоохранного законодательства Российской Федерации.

В ходе межрегионального перехода группой кораблей береговой охраны из Мурманска в Петропавловск-Камчатский отработаны действия по выявлению судов, нарушающих правила плавания в акватории Северного морского пути. Обеспечена безопасность буксировки плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» из Мурманска в Чукотский порт Певек.

С какими результатами российские пограничники встречают свой профессиональный праздник?

Задачи по защите и охране государственной границы Российской Федерации пограничные органы выполняют совместно с территориальными органами безопасности, в тесном взаимодействии с соединениями и частями Вооруженных Сил Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, при активном участии российских граждан.

В ходе осуществления совместной деятельности обеспечено поддержание правопорядка на государственной границе, при этом задержано более 1,5 тыс. нарушителей государственной границы, выявлено и привлечено к ответственности свыше 67 тыс. нарушителей правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории.

В рамках противодействия незаконной миграции выявлено свыше 6 тыс. иностранных граждан, пытавшихся незаконно пересечь «зеленую границу», около 1 тыс. из которых задержано и привлечено к ответственности, остальным рекомендовано следовать через установленные пункты пропуска. При этом пресечена деятельность 98 организаторов каналов незаконной миграции.

Совместно с территориальными органами безопасности и подразделениями правоохранительных структур России из незаконного оборота изъято около 560 килограммов наркотических средств и сильнодействующих веществ. При этом пресечены каналы контрабандных поставок особо крупных партий наркотиков в Северо-Западном регионе, Краснодарском крае, Челябинской области.

На приграничной территории из незаконного оборота изъято свыше 360 единиц огнестрельного оружия и запасных частей к нему, более 11 кг взрывчатых веществ и около 30 тыс. шт. боеприпасов. При ввозе в Россию обнаружено и задержано около 200 экземпляров экстремистской литературы.

Во взаимодействии с подразделениями таможни и Россельхознадзора не допущен ввоз в Российскую Федерацию свыше 10 тыс. тонн товаров и грузов. Предотвращено нанесение ущерба государству на сумму около 1,5 млрд. рублей.

В пунктах пропуска и местах пересечения государственной границы выявлено около 60 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации въезд в Россию не разрешен, в т.ч. использовавших действительные документы, оформленные на измененные установочные данные, 5,6 тыс. лиц, находящихся в международном и федеральном розыске.

За нарушения законодательства Российской Федерации в пограничной сфере по материалам пограничных органов осуждено около 1,5 тысяч лиц, возбуждено более 3 тысяч уголовных дел, к административной ответственности привлечено более 80 тыс. иностранных и российских граждан, назначено административных штрафов на сумму, превышающую 1 млрд. рублей.

В ходе осуществления пограничной деятельности совместно с территориальными органами безопасности решались задачи обеспечения безопасности важных общественно-политических, массовых спортивных и культурных мероприятий, проводимых на территории России, и также противодействия террористической угрозе. В рамках этой работы выявлено более 1,1 тыс. лиц с признаками причастности к террористической и экстремистской деятельности.

Известно, что служба судебных приставов применяет в качестве одного из средств воздействия на должников ограничение их выезда из России. Можно ли привести данные, скольким из них сотрудниками погранслужбы в 2019 году, в том числе в период новогодних праздников, был ограничен выезд за границу?

В 2019 году по инициативе судебных приставов в пунктах пропуска было отказано в выезде за границу более 94 тыс. российским гражданам, в том числе в период празднования Нового года – свыше 1,5 тыс. человек. Отдельные из них в день пересечения границы не имели задолженностей, однако подразделения пограничного контроля об этом надлежащим образом не уведомлялись, что стало причиной правомерного возмущения указанной категории лиц.

В настоящее время проведены дополнительные технические мероприятия и скорректированы нормативные правовые документы, позволившие ускорить процедуру доведения приставами-исполнителями до ФСБ России информации о применении либо отмене ограничений на выезд должников из России. В результате поступающая от судебных приставов информация о принятых ими решениях в эти же сутки доводится до подразделений пограничного контроля и незамедлительно реализуется.

Нашу аудиторию также интересует вопрос о туристических кластерах, расположенных в пограничной зоне субъектов Российской Федерации, в том числе на Северном Кавказе. Оказывает ли влияние на развитие туризма и туристической инфраструктуры в приграничье деятельность пограничных органов?

Начиная с 2012 года, Пограничной службой осуществляется корректировка пределов пограничной зоны с целью исключения из нее туристических объектов. В первую очередь, такая работа проведена на Северном Кавказе.

В настоящее время большинство объектов туристского комплекса, находящихся на территории приграничных субъектов Российской Федерации, исключены из пограничной зоны. На черноморском побережье Краснодарского края и Республики Крым, где наиболее развита санаторно-курортная инфраструктура, пограничная зона не установлена.

С развитием туристического сервиса данная работа не прекращается. Так, 19 февраля т.г. в Минюсте России зарегистрирован приказ ФСБ России от 17 января т.г. № 12 о пределах пограничной зоны на территории Краснодарского края, которым практически все объекты туристско-спортивного горно-климатического комплекса «Газпрома» в поселке Красная Поляна выведены из пограничной зоны.

Аналогичная работа проводится совместно с органами власти Чеченской Республики, Республики Ингушетия и ряда других приграничных субъектов.

Кроме того, правила пограничного режима, утвержденные приказом ФСБ России от 7 августа 2017 года № 454, дают право посещать туристические объекты, находящиеся вблизи государственной границы, исключение которых из пограничной зоны не представляется возможным (к примеру, санатории и дома отдыха, альпинистские маршруты с конечной точкой вблизи государственной границы), без оформления пропуска в пограничную зону при наличии договора о реализации туристского продукта.

Необходимо также отметить, что в настоящее время сроки предоставления государственной услуги по выдаче пропусков в пограничную зону иностранным гражданам сокращены с шестидесяти до тридцати дней. В соответствии с новыми правилами иностранным гражданам разрешено при следовании транзитом через пограничную зону делать остановки для пользования услугами, оказываемыми объектами дорожного сервиса и транспортной инфраструктуры (гостиницы, кемпинги и т.д.), без оформления пропуска в пограничную зону.

Считаем, что деятельность пограничников не препятствует развитию туризма в приграничье, а наоборот создает дополнительные условия, обеспечивающие безопасность отдыхающих.

В охране государственной границы возрастает роль техники. Какие новые образцы вооружения и технических средств используются пограничниками, какие планируется получать в ближайшее время

Техническое оснащение пограничных органов носит плановый характер и осуществляется в рамках Программы вооружения Пограничной службы на период до 2027 года.

В пограничных органах применяется более 100 наименований современных технических средств охраны государственной границы, отвечающих современным требованиям и мировым стандартам. Их разработка осуществляется российскими предприятиями промышленности по заказу Пограничной службы.

К ним относятся сигнализационные системы и комплексы заградительного типа, беспроводные сигнализационные системы, предназначенные для прикрытия протяженных участков государственной границы.

Для охраны удаленных и отдельных уязвимых направлений применяются мобильные комплексы видео-тепловизионного наблюдения, патрульные комплексы на базе автомобилей, а также стационарные автономные посты технического наблюдения.

Для охраны морских направлений используются новые береговые радиолокационные станции и телевизионно-оптические системы. Только в 2019-2020 гг. для использования на морских направлениях и сухопутных участках границы на снабжение пограничных органов поступило более 10 средств вооружения.

В качестве перспективных образцов вооружения рассматриваются радиолокационные станции для сухопутных участков и морских направлений, сигнализационные комплексы и системы, работающие от альтернативных источников энергии, оптико-электронные модули дальнего радиуса действия, а также средства фотофиксации автономного применения.

Современная модель пограничной деятельности на морских направлениях предусматривает комплексное применение сил и средств, выполняющих задачи в море и на побережье, при соответствующем уровне автоматизации системы технического контроля. Важнейшим элементом данной модели является система освещения морской обстановки, которая представляет собой единый информационно-технологический комплекс, обеспечивающий обработку больших объемов информации.

В интересах повышения эффективности системы освещения морской обстановки развивается межведомственное взаимодействие путем создания региональных информационно-координационных центров, обеспечивающих информационно- технологическое сопровождение применения разноведомственных сил и средств.

Наращивается численность корабельно-катерного состава пограничных органов. В 2019 году на вооружение подразделений береговой охраны поступили 9 современных кораблей и катеров, способных выполнять комплекс пограничных задач в морских акваториях от охраны государственной границы и защиты экономических интересов государства до поиска и спасания на море.

К примеру, обладая высокими мореходными качествами и большой автономностью, пограничный сторожевой корабль 1 ранга проекта 22100 способен нести службу в сложных ледовых условиях. Имеющийся на нем вертолетный комплекс позволяет вскрывать надводную обстановку на значительном удалении от корабля.

С учетом все более активного применения в охране границы беспилотных летательных аппаратов могут ли в ближайшее время появиться беспилотники, разработанные специально под задачи российских пограничных органов? Какие специфические технические характеристики будут им заданы?

На вооружении органов федеральной службы безопасности беспилотные авиационные системы (далее – БАС) уже имеются. В н.в. в охране государственной границы активно применяются БАС отечественного производства, а также мобильные привязные аэростатные комплексы видеонаблюдения, предназначенные для дистанционного контроля за удаленными участками границы и координации действий пограничных нарядов при проведении пограничных поисков.

В 2019 году на снабжение пограничных органов поступило  новое средство мультикоптерного типа, способное «зависать» над заданной местностью. Оно может применяться как в дневных, так и в ночных условиях.

Использование «беспилотников» позволяет значительно повысить эффективность охраны государственной границы на труднодоступных и удаленных участках, а также на направлениях активной противоправной деятельности.

В интересах осуществления пограничной деятельности в удаленных районах Арктики и морях Дальнего Востока в среднесрочной перспективе будут востребованы беспилотные системы среднего и тяжелого классов, обеспечивающие передачу данных обстановки на большие расстояния, менее зависимые от погодных условий.

В связи с этим предприятия промышленности в настоящее время изучают возможность изготовления в наших интересах БАС вертолетного типа, способных осуществлять взлет и посадку как на пограничные сторожевые корабли с авиационно-техническим комплексом, так и на побережье.

Современные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. В связи с этим наших читателей интересует процесс автоматизации пограничных процедур в пунктах пропуска через государственную границу.

Необходимость цифровизации пограничной деятельности в пунктах пропуска связана преимущественно с активным использованием российскими и иностранными гражданами биометрических паспортов, различного рода электронных документов, что требует автоматизации пограничного контроля.

В настоящее время автоматизированная проверка электронных виз осуществляется в 39 пунктах пропуска 8 субъектов Дальневосточного федерального округа и 3 субъектов Северо-Западного федерального округа. За период функционирования указанного механизма через государственную границу России по электронным визам пропущено более 600 тыс. иностранных граждан.

Проводится работа по подготовке к введению с 1 января 2021 г. единой электронной однократной визы, на основании которой иностранные граждане смогут въезжать в Российскую Федерацию на срок до 16 суток в туристических, деловых, гуманитарных целях или осуществляя гостевой визит.

Для сокращения времени пограничных процедур в отношении граждан Российской Федерации, имеющих паспорта с биометрическими данными, ведется работа по созданию автоматических кабин паспортного контроля. Монтаж 20 таких комплексов завершается в воздушном пункте пропуска Москва (Шереметьево) в пределах терминала С1. Внедрение в практику пограничного контроля указанных комплексов позволит сократить время проверки документов и, как следствие, повысит пропускную способность пунктов пропуска.

Насколько эффективно взаимодействие пограничной службы с пограничными ведомствами иностранных государств? Каких результатов удалось достичь в 2019 году благодаря развитию пограничного сотрудничества?

Пограничная служба ФСБ России развивает пограничное сотрудничество, используя формат многосторонних и двусторонних договоров и соглашений. В н.в. заключено более 260 международных договоров о сотрудничестве в пограничной сфере с погранструктурами 48 стран, в рамках которых ежегодно проводится порядка 300 международных мероприятий.

При этом приоритетным является сотрудничество с пограничными ведомствами государств – участников СНГ, которое осуществляется в рамках Совета командующих Пограничными войсками.

В двустороннем формате мы наиболее эффективно взаимодействуем с пограничными ведомствами Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Латвии, Германии, Норвегии, Монголии, Китая, а также БОХР Японии.

В рамках двустороннего взаимодействия осуществлен поэтапный переход к согласованной охране российско-латвийского, российско-казахстанского и российско-монгольского участков государственной границы. Пограничными органами России и Белоруссии на плановой основе проводятся совместные мероприятия на внутренней границе Союзного государства.

В 2019 году в ходе совместных операций задержано более 4,2 тыс. нарушителей режимов государственной границы. Из незаконного оборота изъято 37 единиц огнестрельного оружия, большое количество боеприпасов, наркотических средств, наложено штрафов на общую сумму свыше 8,2 млн. рублей.

Активно осуществляется международное сотрудничество на морских направлениях. С пограничными ведомствами и береговыми охранами Арктического, Балтийского, Черноморского, северной части Тихоокеанского регионов мы взаимодействуем не только в двусторонних, но и многосторонних форматах.

Так, в марте – апреле 2019 г. в акватории Ботнического залива Балтийского моря пограничный сторожевой корабль «Надежный» Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области принял участие в многостороннем практическом учении «Полярис – 2019».

Данное учение было организовано в соответствии с положениями Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике в интересах отработки согласованных действий и практических навыков государств – участников Арктического форума береговых охран при проведении совместной поисково-спасательной операции в море.

В рамках нашего председательства в Форуме пограничных ведомств береговых охран государств северной части Тихого океана проведено несколько мероприятий в интересах пресечения нарушений правовых режимов морских зон национальной юрисдикции, а также открытого моря в северной части Тихого океана. Особое внимание было уделено реагированию на ситуации, связанные с потенциальными угрозами на море при проведении крупных международных мероприятий. Опыт многостороннего сотрудничества успешно применялся в двустороннем формате взаимодействия.

Продолжена практика проведения совместных учений по обеспечению морской безопасности в ходе взаимных визитов кораблей БОХР пограничных органов России и иностранных государств.

Так, в сентябре 2019 г. сахалинский порт Корсаков посетило патрульное судно «Цугару» БОХР Японии, в октябре ‒ порт Архангельск – корабль «Сенья» БОХР Норвегии. В октябре патрульный корабль «Маньчжур» Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю посетил южнокорейский порт Сокчхо. В рамках визитов совместно оценены риски и угрозы морской безопасности, отработаны практические действия по пресечению противоправной деятельности на море.

В феврале прошлого года силы и средства Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области и Управления 1-го района БОХР Японии совместно обеспечивали безопасность проведения Международных спортивных зимних игр «Дети Азии».

В 2019 году пограничными органами России с региональным управлением БОХР Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Азербайджанской Республики проведены совместные профилактические мероприятия по поддержанию благоприятного режима плавания, пресечению браконьерской деятельности и охране ВБР в акватории Каспийского моря.

2020 год – год 75-летия Великой Победы над фашизмом. Какая работа проводится пограничной службой по совершенствованию ветеранского движения, развитию молодежных военно-патриотических клубов, ориентированных на содействие пограничным органам?

Работа с ветеранами, а также военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации являются предметом особого внимания руководства Пограничной службы ФСБ России.

В настоящее время 57 ветеранских организаций субъектов Российской Федерации объединяют в своих рядах более 40 тыс. ветеранов-пограничников. Особым почетом и уважением пользуются 358 ветеранов (из них 118 участник) Великой Отечественной войны, а также 7,6 тыс. ветеранов боевых действий.

Руководство Службы и пограничных органов ежегодно проводит торжественные приемы пограничников – ветеранов Великой Отечественной войны. Тех из них, кто по состоянию здоровья не может принять участие в праздничных мероприятиях, руководство и сотрудники службы, пограничных органов совместно с Российским Советом ветеранов пограничной службы посещают на дому.

Совместно с органами власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и благотворительными фондами реализуются меры по социальной защите ветеранов, особо нуждающимся оказывается адресная помощь.

Деятельность по формированию у граждан патриотического сознания, готовности в любую минуту встать на защиту Отечества, а также укреплению единства и дружбы между народами проводится в тесном взаимодействии с нашими партнерами из пограничных ведомств стран – участниц СНГ.

Одним из общих таких мероприятий является стартовавшая одновременно в городах Бресте и Мурманске Эстафета Победы, которая проходит вдоль внешних границ ряда государств – участников СНГ. Данное мероприятие завершится 28 мая.

Ветераны пограничных органов активно участвуют в наставнической деятельности. С целью передачи боевого, оперативно-служебного и жизненного опыта они посещают подразделения, непосредственно осуществляющие пограничную деятельность, организуются встречи с офицерами – выпускниками вузов и их семьями. При непосредственном участии наших ветеранов в т.г. в Республике Бурятия и Республике Карелия проведена акция «Беречь Отчизну – долг и честь!».

В пограничных органах организована работа с военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями, подшефными образовательными организациями.

На территории субъектов России действуют более 800 отрядов «Юных друзей пограничников», 300 кадетских (лицейских) классов пограничной направленности. Общая численность их участников составляет свыше 16 тыс. человек. Шефская работа ведется в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.

В интересах патриотического воспитания активно используются возможности печатных и электронных СМИ. На страницах ведомственной печати регулярно выходят материалы, посвященные данной тематике.

В ведомстве на постоянной основе издаются книги, фотоальбомы и иллюстрированные сборники.

В прошедшем году вышли в свет книги «Пограничники России на фронтах Первой мировой войны 1914 – 1918 годов», а в канун Дня Победы выпущены иллюстрированный сборник «Победившие время» о подразделениях пограничных органов, которым были присвоены почетные наименования, и книга «Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны».

Ранее был издан иллюстрированный сборник «Наследники пограничной славы», посвященный работе с молодежью приграничья.

Непосредственное участие в военно-патриотическом воспитании принимают Центральный пограничный музей и Центральный пограничный ансамбль ФСБ России. В 2019 году музей посетило более 63 тыс. человек. Ансамблем ФСБ России проведено свыше 170 мероприятий.

Таким образом, работа по развитию ветеранского движения и молодежных военно-патриотических объединений пограничной направленности носит системный и долгосрочный характер.

Уважаемый Владимир Григорьевич, наша беседа проходит в преддверии профессионального праздника – Дня пограничника. Что бы Вы хотели пожелать пограничникам и ветеранам границы?

Хочу поздравить всех пограничников с нашим профессиональным праздником! Пожелать действующим сотрудникам с высокой эффективностью и надежностью решать задачи по обеспечению пограничной безопасности нашей Родины, ветеранам пограничных войск – здоровья, бодрости, новых сил и энергии, семьям пограничников – счастья и благополучия.


Для получения информации
обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ

Почтовый адрес: г.Москва,
107031, ул. Мясницкая, дом 1

Веб-приемная

© Пограничная служба ФСБ России. 2009 - 2024 г. При использовании материалов ссылка на сайт ПС ФСБ России обязательна.