Распечатать
ПОГРАНИЧНИК ДОЛЖЕН ПРОВЕРЯТЬ ДОКУМЕНТЫ ТУРИСТА НЕ БОЛЬШЕ 3 МИНУТ
Первый заместитель Директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Проничев Владимир Егорович ответил на вопросы журналистов и читателей «Комсомолки»
Поехать на Красное море, прокатиться по свежему снегу в Альпах, свозить детишек к Санта-Клаусу в Лапландию или просто провести выходные с друзьями в Киеве... Любое путешествие за рубеж начинается с того, что мы предъявляем загранпаспорт российскому пограничнику.
НА САМОЛЕТЕ
Длиннющие очереди к окошкам пограничников в столичных аэропортах сейчас выстраиваются нечасто, не то что несколько лет назад. Правда ли, что вскоре установят новые устройства для проверки паспортов и процесс пересечения границы станет чуть ли не моментальным?
Поверьте, время, потерянное российскими и иностранными гражданами в пунктах пограничного контроля, вызывает у нас не меньшую озабоченность, чем у пассажиров. Устранение очередей на границе - одна из важнейших задач нашей службы.
Сейчас установлен четкий норматив: проверка документов у одного человека должна длиться не более 3 минут. У опытных сотрудников эта операция занимает меньше минуты. Конечно, если документы у гражданина в полном порядке. Чтобы еще больше ускорить проверку, Пограничная служба ФСБ России готовится испытать новую автоматическую систему проверки биометрических паспортов. Электронное устройство в считанные секунды определит, действителен ли документ и принадлежит ли он человеку, его предъявившему.
До конца года в аэропорту «Шереметьево» в экспериментальном порядке установят автоматические кабины паспортного контроля этой системы. Посмотрим, как она работает, проверим все детали, при необходимости доработаем. В эксплуатацию новую систему планируем ввести к 2013 году.
НА МАШИНЕ
Вернемся с небес на землю - на сухопутную границу, которую мы пересекаем на автомобиле или туристическом автобусе. Мне как-то пришлось долго стоять на границе с Финляндией. Очереди бывают на Куршской косе, на российско-эстонской границе. В чем проблема и как ее решить?
Я прекрасно понимаю читателей «Комсомольской правды». Граждане вправе рассчитывать на комфортные условия при пересечении государственной границы, а наша задача - эти условия обеспечить. Но, к сожалению, не всегда получается быстро осуществить пропуск. Поймите, невозможно пропустить одновременно 10 автомобилей там, где пункт пропуска рассчитан всего на два или четыре. Необходимо строительство новых пунктов пропуска, реконструкция действующих, более современное оборудование.
Но и с пограничных органов мы ответственности не снимаем. Бывает, что у руководителей на местах, что называется, глаз замыливается - они не всегда предвидят изменения обстановки в пунктах пропуска, сезонные всплески, не принимают адекватных мер. Поэтому мы ведем подготовку кадров, осуществляем постоянный контроль и оперативно реагируем на жалобы.
Сейчас ведем активную работу с коллегами из пограничных ведомств соседних государств с целью синхронизировать работу в автомобильных пунктах пропуска. Этим летом провели эксперимент с туристическими автобусами: пограничный и таможенный контроль проводили прямо в салоне, предварительно проверив списки туристов. Судя по нашим наблюдениям и их отзывам, получилось неплохо.
В октябре этого года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на российско-украинской государственной границе, которое позволит практически вдвое сократить время на пограничные формальности. Суть в том, чтобы наши и украинские пограничники проводили контроль совместно на территории одной из стран. Аналогичная работа проводится и на российско-казахстанской государственной границе.
Зачем два часа стоять на границе? Пограничник может работать прямо под стук колес. Правда, пока новшество действует только на поездах в Хельсинки и Киев.
НА ПОЕЗДЕ
Кто ездил за границу на поезде, долго не забудет ночные проверки документов: люди едва проснулись, а к ним идут сначала наши пограничники и таможенники, потом украинские или эстонские... Другая проблема: поезд стоит на границе часа два. Без этой задержки мы могли бы приезжать в Киев, Хельсинки, Ригу и Таллин быстрее. На каких железнодорожных маршрутах документы уже проверяют во время движения? Планируется ли ввести такой порядок во всех международных поездах?
Пограничный контроль пассажиров поездов № 1/2 Москва - Киев - Москва проводится на Киевском вокзале, а на обратном пути - во время движения поезда от платформы Лесной Городок (Одинцовский район Московской области) до Киевского вокзала. Во всех скоростных поездах типа «Аллегро» (Санкт-Петербург - Хельсинки - Санкт-Петербург) погранконтроль осуществляется в ходе движения поезда, без остановок. Такой порядок позволил уйти от неудобной для пассажиров ночной проверки документов и сократить время в пути. Мы могли бы внедрить его и на других маршрутах, но для этого требуется принимать решения на межгосударственном уровне.
С ДЕТЬМИ
При мне однажды из поезда Москва - Хельсинки высадили бабушку с внучкой. Пограничники - российские, а не финляндские. Как бабушка с девочкой потом добиралась домой, не знаю. Они явно потеряли деньги потраченные на билеты. Пограничники формально правы: у бабушки не было нотариально заверенного согласия родителей на выезд ребенка за границу. Подобных проблем, судя по письмам в «Комсомолку», много. Можно ли как-то упростить эту процедуру? Скажем, оформлять одно разрешение на несколько лет, а не для каждой поездки? Или создать электронную базу, чтобы пограничник проверял - нет ли запрета на выезд? С должниками это работает, почему с детьми нельзя?
Хотел бы от себя лично и от лица Пограничной службы принести извинения бабушке и внучке. Но, к сожалению, граждане, выезжающие за границу с детьми, не всегда знают законодательство. Поэтому поясню подробно.
Порядок выезда из России несовершеннолетних граждан нашей страны установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Если ребенок до 18 лет едет за границу с бабушкой, тетей, вожатыми, тренером - в общем, без мамы и папы, ему требуется нотариально заверенное согласие на выезд от одного из родителей. Ничего сложного в том, чтобы его оформить, на наш взгляд, нет.
Согласно разъяснению Министерства юстиции срок действия нотариального согласия определяется календарной датой или истечением определенного периода его действия (в соответствии со статьей 190 ГК РФ). Проще говоря, родители могут оформить согласие на выезд ребенка за границу на срок от одного дня до нескольких лет. Так что вы можете выписать такое разрешение один раз - вплоть до достижения вашим сыном или дочерью совершеннолетия. Конечно, при условии, что он будет посещать с этим документом только те страны, которые указаны в согласии.
Прошу обратить внимание на одну тонкость. В согласии обязательно должны быть указаны названия государств, в которые едет ребенок. Названия сообществ - типа страны СНГ, страны Евросоюза - не допускаются. Надо писать Финляндия, Испания, Германия и т. д.
Что касается приведенного вами примера, подобные случаи, к сожалению, не единичны. Мы понимаем и сердцем чувствуем, какой это стресс для ребенка. Он весь год ждал путешествия, а «нехорошие» пограничники его не пустили. Но вина лежит на родителях, отвечающих за подготовку документов для своего чада. Пограничники лишь выполняют требования закона. Иначе сколько детей незаконно вывезли бы из России? Считаю, что туристические и транспортные компании должны разъяснять родителям положения закона. Если бы у бабушки с внучкой предварительно, при продаже билета или посадке в поезд, проверили наличие согласия от родителей, проблему можно было бы исправить - скажем, переоформив билет на следующий поезд и подготовив нужный документ.
Мы, в свою очередь, поставили задачу должностным лицам подразделений пограничного контроля на местах: в целях обеспечения безопасности оказывать содействие несовершеннолетним гражданам, которым было отказано в выезде за границу, при следовании без сопровождения законных представителей. И мы такую помощь оказываем.
Кроме того, хочу порекомендовать родителям уточнять все нюансы въезда и выезда в посольствах иностранных государств. Эти вопросы регулируются законодательством каждой страны, а оно может отличаться от российского. Мы проверяем документы в соответствии с нашими законами, а французские или финляндские пограничники руководствуются своими.
В КОМАНДИРОВКУ
Вопрос от читателя: почему штампики о пересечении границы красно-оранжевого цвета? На розовых страницах загранпаспорта они видны нечетко, особенно на ксерокопиях. А это же документ для отчета о командировках, у людей проблемы в бухгалтерии возникают.
Время от времени мы меняем цвет краски. Это элемент защиты от подделок оттисков даташтампов в паспортах и миграционных картах.
КСТАТИ
В пунктах пропуска появились видеокамеры, книги жалоб и предложений. Есть ли уже какие-то результаты? Если да, то на что жалуются граждане?
Мы всегда открыты для прямого и откровенного диалога с гражданами. Готовы внимательно выслушать каждого, рассмотреть любые конструктивные предложения относительно совершенствования порядка пересечения государственной границы, если это не повлияет на безопасность других граждан.
Работа с обращениями и жалобами граждан позволяет нам выявлять «слабые» места в организации пограничного контроля и принимать своевременные меры по их устранению.
В основном эти обращения связаны с просьбой разъяснить порядок пересечения государственной границы в пунктах пропуска, но есть и такие, по которым мы вынуждены были провести служебные разбирательства и принять соответствующие меры.
Должен отметить, что помимо книг жалоб и предложений в пунктах пропуска, много вопросов поступает от населения по электронной почте. Информация об электронном адресе, на который граждане могут направить свои предложения, размещена на информационном стенде в каждом пункте пропуска.
К сожалению, не все знают, что у Пограничной службы ФСБ России есть свое Интернет-представительство на официальном сайте Федеральной службы безопасности. Мы постоянно стремимся улучшать качество подборки материалов о деятельности Пограничной службы и пограничных органов, повышать информированность общества о направлениях и особенностях нашей работы. Кроме того, на сайте работает электронная приемная.
Наша ключевая задача - сделать выполняемую нами работу в пунктах пропуска, да и не только в них, понятной для простых граждан, чтобы, в конце концов, жалобы на пограничников стали редкостью.
Мы убеждены, что ознакомление с необходимой информацией и выполнение ее требований дает возможность ускорить процесс пограничного оформления, способствует уменьшению коррупционных проявлений на границе и укрепляет доверие общества к пограничникам.