АФГАНСКИЙ НАРКОТРАФИК - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ УГРОЗ ДЛЯ РОССИИ
Об этом в преддверии Дня пограничника в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС рассказал заместитель руководителя Службы -руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России генерал-полковник Виктор Труфанов.
В этом году российская Пограничная служба отмечает свое 93 -летие. Расскажите, пожалуйста, насколько в условиях новых глобальных вызовов и задач меняются функции современной пограничной службы?
Реализация Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 308 о вхождении Пограничной службы в состав Федеральной службы безопасности Российской Федерации потребовала кардинально реформировать саму службу, систему охраны государственной границы и осуществить комплекс мероприятий по приданию границе современного облика.
Необходимость этого была вызвана тем, что существовавший еще с советских времен войсковой способ охраны границы был не способен эффективно противодействовать нарастающим угрозам невоенного характера, таким, как попытки организации каналов проникновения через государственную границу членов международных террористических организаций и переброски средств совершения диверсионно-террористических акций, наркотрафик, незаконная миграция, контрабанда товаров и грузов, массовое браконьерство и незаконный вывоз водных биологических ресурсов в иностранные порты.
Нейтрализация данных угроз требовала введения в практику оперативно-служебной деятельности форм и способов действий, присущих деятельности спецслужб и правоохранительных органов.
Негативное влияние на обеспечение пограничной безопасности России оказывали низкий уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов, а также недостаточное обустройство пунктов пропуска через границу и их оборудование в техническом отношении.
В результате проведенных реформ, о которых мы подробно информировали общественность, создана совершенно новая система пограничных органов, которые по своему составу, техническому оснащению и методам действий способны эффективно решать задачи по обеспечению пограничной безопасности Российской Федерации.
В настоящее время пограничные органы полностью интегрированы в единую систему органов федеральной службы безопасности.
Основным содержанием их деятельности стало пресечение каналов проникновения через государственную границу эмиссаров международных террористических организаций, переброски средств совершения диверсионно-террористических акций, а также борьба с трансграничной преступностью, занятой в сферах контрабанды наркотических средств, оружия и боеприпасов, товаров и грузов, браконьерства и незаконного вывоза за рубеж водных биологических ресурсов, а также организующих каналы нелегальной миграции в Россию и страны Западной Европы иностранных граждан и лиц без гражданства.
Последнее десятилетие российская Пограничная служба решала задачи по обустройству государственной границы - созданию пограничной инфраструктуры с современным оборудованием, строительству пограничных городков. Какие задачи еще предстоит решать в ближайшие годы?
В 2011 году завершается реализация федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)». Поставленные ею цели в части, касающейся строительства объектов пограничной инфраструктуры, будут полностью достигнуты, а задачи выполнены
Дальнейшее обустройство государственной границы Российской Федерации будет проводиться в соответствии с федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 годы)», проект Концепции которой уже практически готов. О целях, задачах и содержании этой программы можно будет говорить после ее утверждения.
Современные технологии все прочнее входят в нашу жизнь и продолжают охватывать новые ее сферы. Как в настоящее время технически оснащены пограничные органы, и способствует ли технические средства охраны границы эффективному противодействию противоправной деятельности через границу?
Практическая работа по реализации основных направлений переоснащения пограничных органов современными средствами вооружения, военной и специальной техникой направлена на качественное улучшение облика государственной границы и создание высокоэффективной системы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)» и технического переоснащения пограничных органов доля новых образцов техники и вооружения возросла с 2003 года по настоящее время в 2 раза.
При этом задачи надежной защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в современных условиях диктуют необходимость регулярного внедрения в повседневную деятельность новейших разработок «интеллектуальной экономики», инновационной продукции, постоянной модернизации имеющихся технических средств охраны.
В этой связи самое пристальное внимание уделяется проектам универсального интегрированного характера, позволяющим решать весь комплекс задач по контролю обстановки на границе.
Наиболее интересными среди ведущихся в настоящее время разработок являются проекты автоматизированных систем мониторинга обстановки в пограничных пространствах, объединяющих все доступные средства обнаружения (спутниковые, авиационные, корабельные, береговые) в единую автоматизированную систему с выдачей информации на все уровни управления - от отдельного пограничного поста (корабля, самолета, наряда) до пограничного управления.
Приоритетное внимание уделяется оснащению пограничных органов новыми системами и образцами вооружения, военной и специальной техникой на наиболее сложном и потенциально опасном направлении государственной границы - северокавказском. К настоящему времени также технически усилены основные рубежи охраны границы на Юго-Восточном направлении.
В ближайшие годы решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации в пограничной сфере будет достигаться за счет создания и эксплуатации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов на границах с Украиной, Грузией, Азербайджанской Республикой, а также на Дальнем Востоке, арктическом и каспийском направлениях.
В интересах подразделений, выполняющих задачи разведывательно-поисковыми методами, создаются и внедряются быстроразвертываемые сигнализационные средства, позволяющие контролировать движение транспорта вне пунктов пропуска, обеспечивать собственную безопасность в местах постоянной и временной дислокации, обнаруживать группы людей и одиночных нарушителей в условиях горной и горно-лесистой местности.
Пограничные органы на сухопутных участках границы оснащаются современными индивидуальными техническими средствами обнаружения нарушителей для использования в составе пограничных нарядов, несущих службу преимущественно методом периодического контроля на необустроенных участках государственной границы.
За последние три года в пограничные органы поставлено более 2,5 тыс. ед. автомобильной техники различного назначения, сотни современных сигнализационных систем и комплексов, более сотни радиолокационных станций.
Решается задача оснащения пограничных органов современными самолетами и вертолетами с комплексом оборудования, позволяющим обеспечивать сбор, обобщение и анализ данных обстановки, поступающих с наземных пунктов управления, от пограничных нарядов, и управлять наземными силами в реальном масштабе времени.
В охране государственной границы успешно применяются беспилотные летательные аппараты, тепловизионная техника российского производства и автоматизированные комплексы энергообеспечения технических средств с использованием альтернативных источников электроэнергии.
Прорабатываются вопросы по использованию возможностей средств дистанционного зондирования земной поверхности с космических аппаратов для мониторинга обстановки на государственной границе и в пограничном пространстве.
С целью информационно-технологического и экспертно-аналитического обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений руководством пограничных органов, доведения принятых решений до исполнителей и контроля за их исполнением завершены работы по созданию пилотной зоны системы ситуационных центров пограничных органов.
Важным фактором обеспечения эффективного противодействия угрозам безопасности России в пограничной сфере на морских направлениях является оснащение подразделений береговой охраны новыми специальными кораблями, катерами и судами, оснащенными новейшими информационными системами с высокой степенью автоматизации, повышенными характеристиками мореходности, скорости и минимальным количеством экипажа.
В этом направлении сделан ряд существенных шагов. Ведется серийное строительство современных пограничных сторожевых катеров. В 2009 году завершено строительство головного многофункционального пограничного сторожевого корабля. Корабль успешно прошел государственные испытания и принят на вооружение пограничных органов. С 2010 года организовано серийное строительство кораблей данного проекта. Ведется работа по созданию пограничного сторожевого корабля 1 ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
В течение 2011-2012 гг. планируется оснастить все действующие пункты пропуска современными программно-техническими средствами контроля паспортно-визовых документов, разработанными на основе новейших информационных и биометрических технологий.
В текущем году начинается разработка носимого автоматизированного рабочего места контролера для проведения паспортного контроля в поездах. В 2012 году планируется завершить разработку автоматического модуля пограничного контроля, который позволит в автоматическом режиме осуществлять проверку и пропуск российских граждан, пересекающих государственную границу Российской Федерации. В результате внедрения указанной разработки время пограничного контроля российских граждан значительно сократится.
Реализация стратегии технического развития, дальнейшее совершенствование и развитие системы технического обеспечения и основных направлений оснащения пограничных органов современными средствами вооружения, военной и специальной техникой позволит в ближайшей перспективе завершить формирование системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, обладающей максимальными возможностями по противодействию угрозам национальной безопасности, и придать государственной границе облик, в полной мере соответствующий изменениям, произошедшим в России и на международной арене.
Завершено ли создание пограничной инфраструктуры в Абхазии и Южной Осетии?
ФСБ России проводит комплекс мероприятий по обустройству специальных объектов пограничной инфраструктуры в республиках Южная Осетия и Абхазия в соответствии с Федеральными законами от 24 ноября 2008 г. № 210-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия» и № 211-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия».
Программой обустройства специальных объектов пограничной инфраструктуры в республиках Южная Осетия и Абхазия предусмотрено строительство 45 объектов. В их составе предусмотрено создание комплексов административных, служебных и вспомогательных зданий и сооружений, оснащенных современными автономными системами инженерного обеспечения и специальным оборудованием, узлами и линиями специальной связи, системами обеспечения безопасности, а также строительство жилья, детских игровых комплексов для семей военнослужащих.
В 2010 году уже завершены строительством и приняты в эксплуатацию целый ряд объектов пограничной инфраструктуры. Основную часть мероприятий по обустройству подразделений планируется завершить уже в текущем году, а в 2012 году сдать в эксплуатацию комплексы пограничных управлений и рубежи инженерных сооружений и заграждений.
На основании достигнутых договоренностей полномочия по охране государственных границ, делегированные ФСБ России, по заявлению Абхазской или Югоосетинской Сторон возвращаются им при условии стабилизации обстановки на государственной границе с Грузией, завершении формирования органов пограничной охраны данных республик и их готовности самостоятельно выполнять задачи по защите и охране государственной границы. При этом порядок и сроки возвращения указанных полномочий определяются соглашением Сторон.
Следует особо отметить, что построенные объекты позволят пограничным органам республик своевременно и в полном объеме решать поставленные задачи.
Насколько известно, Пограничная служба ФСБ России решает сейчас задачу по созданию единой системы охраны госграниц в Арктике - от Мурманска до Берингова пролива, Расскажите, какой она будет?
В интересах усиления российского присутствия в Арктическом регионе пограничными органами реализуются Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике. Налажено активное взаимодействие ПС ФСБ России с МИД России, МЧС России, Минтрансом России, МПР России, Росрыболовством, Минобороны России и другими министерствами и ведомствами. Планируется, создание по трассе Северного морского пути пограничных комплексов аналогичных комплексу отделения «Нагурское» на архипелаге Земля Франца-Иосифа, автоматизированной системы технического контроля морской надводной обстановки.
В целях решения задач по обеспечению морской безопасности, безопасности нефтегазодобывающих комплексов, транспортных коммуникаций, морских ресурсов и экологии организована работа по созданию межведомственных региональных информационно-координационных центров (МРИКЦ).
Каков поток граждан - российских и иностранных - ежегодно пересекающих границу и меняется ли он в числовых показателях? Как часто граждане попадают в «стоп-листы» на границе и велико ли число таких лиц?
В 2008 году пограничными органами через государственную границу Российской Федерации пропущено 120,7 млн. чел., в 2009 году - 114, 5 млн.чел., в 2010 году - 117,7 млн.чел.
Вопросы ограничения выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации регулируются федеральным законодательством и возложены на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Два года назад говорилось о намерении создать в пунктах пропуска автотранспорта на границе услуги «одного окна». Какова перспектива ее внедрения?
В соответствии с Правилами осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872, контроль в пунктах пропуска осуществляется подразделениями государственных контрольных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий и должен обеспечивать:
а)минимизацию времени его проведения; б)исключение дублирующих функций и действий; в)сокращение количества взаимодействий должностных лиц г)государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, в том числе за счет реализации принципа «одного окна».
Согласно этому принципу перевозчик одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля, в порядке и случаях, которые определены Правительством Российской Федерации.
28 декабря 2010 г. принят Федеральный закон № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации», целью которого является сокращение количества государственных контрольных органов в пунктах пропуска до двух основных - пограничного и таможенного.
Насколько часто пограничникам приходится пресекать преступления, связанные с контрабандой, нелегальной миграцией, браконьерством, наркотрафиком? Растут или снижаются показатели, которые характеризуют эту работу?
Контрабанда остается одной из значимых угроз экономической безопасности Российской Федерации. Наиболее опасной является контрабандная деятельность, осуществляемая трансграничными организованными преступными группами. За два предыдущих года пограничными органами пресечены попытки незаконного перемещения через границу товаров и грузов общей стоимостью более 1,7 млрд. рублей.
В последнее время на различных уровнях все чаще поднимаются проблемные вопросы, связанные с незаконной миграцией. Анализ показывает, что миграционная ситуация в мире приобрела чрезвычайно острый характер. Она не только негативно влияет на международные отношения, но и представляет существенную угрозу стабильности и национальной безопасности многих государств, включая Россию.
Выполнение задач по противодействию незаконной миграции отнесено федеральным законодательством к компетенции ФМС России, ФСБ России и МВД России. Исходя из этого, эффективное противодействие незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации возможно только в случае согласованного использования сил и средств данных федеральных органов исполнительной власти.
В этой связи у нас налажены тесные рабочие контакты.
Начиная с 2005 года, ежегодный пассажиропоток через государственную границу Российской Федерации стабильно превышает 100 млн. человек.
За эти годы органами пограничного контроля по различным причинам не пропущено через государственную границу свыше 650 тыс. человек, в том числе выявлено около 78 тысяч иностранных граждан, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию, задержано более 24 тыс. нарушителей границы. Большинство из этих граждан могли бы пополнить ряды незаконных мигрантов.
Ситуация в сфере использования водных биологических ресурсов по-прежнему характеризуется высоким уровнем нелегального, неконтролируемого и несообщаемого промысла (браконьерства). Основными нарушителями природоохранного законодательства являются суда под т.н. «удобными флагами». За последние четыре года органами береговой охраны задержано за незаконную промысловую деятельность 365 таких судов.
В 2010 году подразделениями береговой охраны осмотрено свыше 30 тыс. судов, задержано 142 судна, изъято более 1200 тонн продукции рыбного промысла. За нарушение российского законодательства при осуществлении деятельности в морском пространстве Российской Федерации наложено штрафов и предъявлено исков на сумму свыше 350 млн. рублей. Это в 2,5 раза превышает показатели 2009 года. К административной ответственности привлечено около 3,5 тыс. человек, по решению судов конфисковано 5 российских и 25 иностранных судов.
Одной из основных угроз безопасности России в пограничной сфере является афганский наркотрафик, который достиг критической опасности.
По экспертным оценкам, основной поток наркотиков, прежде всего героина, поступает в Россию из Афганистана.
В этой связи центрально-азиатское направление государственной границы Российской Федерации, прежде всего российско-казахстанский участок, находится под наркотическим «прессом», и именно на этом направлении пограничными органами в тесном взаимодействии с казахстанскими коллегами и российскими правоохранительными структурами задерживается основная доля наркотических средств.
Так, за последние 10 лет на этом участке границы пограничниками задержано около 7 тонн наркотических средств, из которых почти 25% -героин.
Осознавая важность совместной работы с отечественными компетентными органами и соответствующими структурами зарубежных стран в пресечении каналов наркотрафика, придаем ей исключительное значение.
В результате в 2010 году объем изъятых на российской границе наркотиков возрос в сравнении с 2003 годом в 1,5 раза.
В рамках деятельности Совета командующих Пограничными войсками государств-участников СНГ совместно с пограничными ведомствами Содружества в период с 2007 по 2010 годы проведено 10 специальных пограничных операций, в ходе которых изъято 8,4 т наркотических средств. Подобные мероприятия спланированы и будут осуществляться в дальнейшем.
Чтобы лучше представить динамику пограничной службы приведу такие цифры.
Ежедневно на службе по охране границы находится около 10 тысяч пограничных нарядов и до 60 кораблей и катеров.
Ежесуточно задерживается до 15 нарушителей границы.
Свыше 322 тысяч лиц и 50 тысяч транспортных средств оформляются в пунктах пропуска.
Ежесуточно выявляется около 25 иностранных граждан, которым закрыт въезд в Россию. Отказываем в пропуске через границу свыше 230 лицам.
С 1 июля этого года в рамках Таможенного союза будет действовать единая таможенная территория в России, Белоруссии и Казахстане. Изменится ли что-либо в работе Погранслужб?
Пограничной службой проведены экспертные оценки развития обстановки на внутренних и внешних границах Таможенного союза, возникновения новых и изменения существующих угроз пограничной безопасности, правовой базы, регламентирующей деятельность пограничных органов в условиях формирования и функционирования единого таможенного пространства, основных направлений взаимодействия пограничных ведомств государств-участников Таможенного союза и обустройства его внешних границ. Подготовлены соответствующие рекомендации по их реализации, которые позволили создать организационную основу совместной работы пограничных ведомств России, Белоруссии и Казахстана в рамках единого таможенного пространства.
При этом активно используется потенциал Совета командующих пограничными войсками государств-участников СНГ и Пограничного комитета Союзного государства.
В рамках пограничного сотрудничества организован взаимный обмен информацией, отработаны основные вопросы взаимодействия, проводятся совместные пограничные операции и оперативно-профилактические мероприятия.
С учетом утвержденных сроков переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза Пограничной службой выработаны конкретные меры по перестройке системы охраны государственной границы на российско-казахстанском участке.
Вместе с тем, особо подчеркну, что в условиях функционирования Таможенного союза спектр выполняемых пограничными органами задач сохранится на современном этапе в полном объеме.
Вопросы природоохраны, подзабытые в 1990-е годы, сейчас вновь начинают выходить на первый план. Нередко государственная граница проходит по ареалам обитания редких животных - например, амурских тигров. Помогают ли пограничники в какой - то мере в защите редких животных?
Действительно, в настоящее время на дальневосточных участках государственной границы России одной из особенностей обстановки являются характерные попытки расхищения природных богатств.
В целях сохранения биологического разнообразия, охраны редких и исчезающих видов животных и растений в конце прошлого - начале этого года проведена специальная пограничная операция «Егерь». В рамках операции были объединены усилия и ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления приграничных субъектов Российской Федерации, пограничных органов, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере природоохранного законодательства, руководства государственных природных заповедников и заказников.
Кроме того, с использованием канала деятельности пограничных представителей в ходе операции были также максимально задействованы возможности пограничной охраны Китайской Народной Республики.
В ходе операции пограничными органами задержано более 1,5 тыс. нарушителей режима государственной границы и природоохранного законодательства. У правонарушителей изъято около 680 кг ценных продуктов убоя диких животных, 86 лап бурого медведя, 160 шкур различных пушных животных и крупная партия меха ондатры на сумму 4,5 млн. рублей. Конфисковано семь маломерных судов, пять комплектов аквалангистского снаряжения, более 15 км рыболовных сетей и около 300 орудий браконьерского лова диких животных.
В отношении задержанных лиц органами дознания пограничных органов возбуждено 65 уголовных дел, рассмотрено более 370 дел об административных правонарушениях, наложено взысканий в виде административного штрафа на сумму более 1,2 млн. рублей.
Принятые в рамках операции дополнительные меры позволили стабилизировать обстановку на российско-китайском участке государственной границы, снизить количество противоправных деяний в сфере природоохранного законодательства.
Вместе с тем, с учетом масштабов противоправной деятельности, связанной с незаконной добычей диких животных и растений на приграничных территориях, в том числе и в государственных природных заповедниках, мы планируем и в дальнейшем использовать возможности пограничных органов в повышении эффективности природоохранной деятельности.
В целях оказания содействия Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в охране объектов животного мира, находящихся в пределах пограничной зоны, в настоящее время готовится проект соглашения о взаимодействии между Минприроды России и ФСБ России.
Одновременно с использованием возможностей пограничных органов и территориальных подразделений Минприроды России мы намерены активизировать природоохранную деятельность на особо охраняемых природных территориях, примыкающих к государственной границе Российской Федерации и входящих в состав международных резерватов.
В рамках этой работы планируется инициировать переговорный процесс и подписать соответствующие документы с пограничными ведомствами сопредельных с Россией государств.
Правда ли, что авиация Погранслужбы участвовала в работе по тушению лесных пожаров в прошлом году? Может ли она быть задействована и в этом году, поскольку ожидается жаркое лето?
В прошлом году авиация ФСБ России выполняла задачи по обеспечению деятельности органов безопасности Российской Федерации. Во взаимодействии с пограничными органами решались оперативно-служебные задачи по охране Арктического региона нашей страны, обеспечения экономической безопасности при охране морских биологических ресурсов в акваториях Баренцева, Берингова, Охотского и Каспийского морей.
В тушении пожаров авиационная техника не применялась. Вместе с тем, учитывая ситуацию с прошлогодними лесными пожарами, летный и инженерно-технический состав Управления авиации ФСБ России прошел переподготовку к указанному виду работ. В настоящее время авиационные подразделения оснащаются водосливными устройствами. В случае возникновения пожаров вблизи мест дислокации частей и подразделений органов безопасности и в районах действий воздушных судов ФСБ России они будут привлекаться к их тушению.
Достаточно ли мы защищены от проникновения в Россию радиации вместе с японскими товарами? Какие шаги предпринимает пограничная служба в связи с широко известными последствиями природной и техногенной катастроф вблизи наших восточных рубежей?
Несмотря на то, что радиационная обстановка в субъектах Российской Федерации близких к району аварии на АЭС «Фукусима-1» остается в пределах нормы, пограничными органами, дислоцированными в Дальневосточном федеральном округе, организовано постоянное радиационное наблюдение. Круглосуточная радиационная разведка ведется и кораблями Пограничных управлений ФСБ России по Приморскому краю, Хабаровскому краю и ЕАО, Сахалинского и Северо-Восточного пограничных управлений береговой охраны ФСБ России.
Мы не исключаем возможности перемещения радиационно-зараженных товаров и грузов из Японии на территорию Российской Федерации морским путем, особенно при перемещении подержанных автомобилей и запасных частей к ним. Кроме того, сохраняется вероятность радиационного заражения акваторий Российской Федерации в результате сброса балластных вод судами, находившимися в Японии и осуществлявшими забор воды в балластные танки не только в официально обозначенной японскими властями, но и в фактической зоне распространения радиоактивных веществ.
Подтверждением наших опасений являются следующие факты:
23 марта т.г. в ходе пограничного оформления в морском пункте пропуска «Ванино» сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области двух судов, прибывших из японского порта Кавасаки, было отмечено превышение уровня радиации в их трюмах в 10 раз;
5 апреля т.г. в порту г. Владивостока на прибывшем из Японии судне выявлено 3 объекта с трех- и шестикратным превышением радиационного фона: два легковых автомобиля и портовый погрузчик.
В этой связи мы и в дальнейшем будем осуществлять постоянное радиационное наблюдение на данном направлении.
В прошлом году отмечалось столетие легендарного пограничника Никиты Карацупы, с именем которого ассоциируется образ советского, а теперь и российского пограничника. Он не только задержал 338 нарушителей вместе со своей овчаркой Ингусом, но и разработал свою методику подготовки служебных собак, которые использовались и в ряде зарубежных стран. Сейчас опыт выхода с собакой уходит в прошлое или у кинологической службы в структуре Пограничной службы ФСБ России есть будущее?
У пограничной кинологии есть прошлое, настоящее и будущее. Специальные технические средства обнаружения наркотических средств и взрывчатых веществ (газоанализаторы), на сегодняшний день, не способны заменить служебных собак. В отличие от них работоспособность служебных собак сохраняется практически в любых погодных условиях. Затраты на их содержание существенно ниже, они способны досматривать большое количество транспортных средств, грузов и товаров за относительно небольшое время. Поиск человека по запаховому следу, обнаружение тайников и схронов с оружием и боеприпасами эффективен только с использованием специально подготовленных служебных собак. По утверждению ученых, перспективу создания прибора близкого по своим возможностям к разрешающим параметрам обонятельного анализатора собаки следует ожидать не ранее, чем через 50-100 лет.
Ежегодно с помощью служебных собак досматривается более 1 млн. железнодорожных вагонов, 2 млн. автобусов и легковых автомобилей, 1,5 млн. грузовых автомашин и крупногабаритных грузов, а также 10 тыс. морских и речных судов. Обнаруживается и задерживается до 25 % нарушителей государственной границы и до 40 % оружия, взрывчатых и наркотических веществ. Благодаря умелому применению собак предотвращаются нападения на пограничные наряды, пресекаются попытки проникновения на территорию военных городков и на объекты пограничных органов.
В ходе проведения контртеррористической операции служебные собаки, подготовленные в кинологических центрах Пограничной службы ФСБ России, помогли обнаружить места пребывания многих скрывавшихся террористов.
За последние годы разработана Программа развития служебной кинологии Пограничной службы ФСБ России на 2010 - 2012 годы, заканчивается строительство Пограничного кинологического учебного центра ФСБ России. В память о легендарном пограничнике Герое Советского Союза Н.Ф. Карацупе проводится Чемпионат на первенство Пограничной службы ФСБ России по кинологии на приз его имени. В сентябре т.г. третий Чемпионат будет проведён в г. Вязьма на базе Пограничного кинологического учебного центра ФСБ России.