Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

Нет уже застав, которые раньше поднимали в ружье, нет больше тех ружей, но государственную границу никто не отменял. Как ее охраняют сейчас, далеко ли в этом деле шагнула спецтехника, насколько профессиональными являются люди и почему по-прежнему незаменимыми остаются служебные собаки и даже лошади, в интервью обозревателю «Известий» Елене Овчаренко рассказал первый заместитель директора -руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Владимир Проничев.

Владимир Егорович, почему 28 мая бывшие пограничники, уже взрослые, часто преуспевающие люди, надевают зеленые фуражки и самозабвенно вспоминают службу?

У нашей службы очень давняя история. В следующем году исполнится пятьсот лет первому упоминанию о засечной страже. По-разному ее потом называли, но сути это не меняет: охранение, охранять - вид деятельности, который породил одну из самых древних профессий. Причем она требовала от человека подвижности, умения ориентироваться в новых и неожиданных обстоятельствах, быстроты реакции, а значит, индивидуальности. Она и сейчас очень ценится в пограничных органах. Пограничники автономны, независимы, но при этом среди них люди разных специальностей. Начиная от повара и заканчивая высокопрофессиональными специалистами по вооружениям, технической части, связи. Допустим, радиолокационная техника требует отличного знания физики и математики. Знаете, с каким вузом раньше сравнивали пограничное училище?

С общеобразовательным?

Формально - да, но на самом деле с физматом. Даже вступительные экзамены были схожими, в училище сдавали математику письменно и устно, физику - устно, сочинение и собеседование по географии.

А сейчас?

Сейчас в погранинститутах уже другие требования. Но физика, математика, другие точные науки позволяют выстраивать модель, определять принципы применения техники. Логистика, которая сейчас так востребована, построена именно на получении исходных данных и, соответственно, выстраивании моделей, определении алгоритма. И в то же время нужно нестандартно мыслить. Это два главных требования к пограничнику. Вроде бы взаимоисключающих. Но пограничник - малый дипломат на границе и когда возникает непростая ситуация, он должен так действовать, чтобы не допустить тяжелых последствий, в первую очередь, конфликтов.

С 2003 года многое в вашей Службе изменилось, она окончательно стала невойсковой...

Да, мы перешли к территориальному принципу построения. Созданы пограничные управления в субъектах Российской Федерации, которым переданы все необходимые полномочия по организации защиты и охраны государственной границы. Упразднены излишние управленческие звенья (региональные пограничные управления), в результате чего пограничные органы максимально приближены к государственной границе. Это позволяет работать в теснейшем контакте с территориальными органами безопасности и другими правоохранительными структурами.

Расформированы более половины из имевшихся в 2003 году войсковых частей, штатная численность пограничных органов уменьшилась более чем на треть.

Вы не раз говорили о том, что Погранслужба заказывает технические средства и вооружения только российского производства. Этот принцип себя оправдывает?

Да, иначе нам не удалось бы надежно охранять границу, одновременно сокращая количество пограничников. Людей заменяет техника.

За последние три года нашей службе поставлено более 2,5 тысячи автомобилей различного назначения, сотни современных сигнализационных систем и комплексов, более сотни радиолокационных станций.

Решается задача оснащения современными самолетами и вертолетами управления с комплексом оборудования, позволяющим обеспечивать сбор и анализ данных обстановки, поступающих с наземных пунктов управления, от пограничных нарядов, и управлять наземными силами.

Беспилотные летательные аппараты и тепловизорную технику российского производства мы используем давно. Сейчас рассматривается вопрос об использовании возможностей зондирования земной и морской поверхности с космических аппаратов для мониторинга обстановки на государственной границе.

Кроме того, реальная трансграничная преступность заставила все страны объединяться против неё. Возьмем северную часть Тихого океана. Есть Форум пограничных ведомств/береговых охран, в который входят США, Канада, Япония, Южная Корея, Китай и Россия. Более 20 государств объединены в рамках Атлантического форума. Между погранслужбами происходит постоянный обмен информацией по проблемным физическим и юридическим лицам, кораблям, судам, которые могут представлять определенную угрозу. Это позволяет своевременно реагировать на их появление, создать базу данных и оценить в целом характер действий трансграничных преступных групп.

Сложнее с оснащением новыми специальными кораблями, катерами и судами. Сейчас группировка береговой охраны ФСБ России - более 500 кораблей и катеров. Но основу корабельного состава составляют корабли и катера, строившиеся по проектам военно-морского флота. Большинство из них имеют вооружение и технические средства для ведения боевых действий, высокозатратны и при этом не оснащены оборудованием для комплексного выполнения именно задач пограничной службы. А задачи между тем множатся - от морского патрулирования морских пространств, контроля надводной обстановки и охраны водных биологических ресурсов до решения экологических задач и спасания на море. То есть нам нужны многофункциональные корабли, оснащенные новейшими информационными системами, высоко автоматизированные и к тому же с повышенной мореходностью и скоростью, но с минимальным количеством экипажа.

Мы уже приняли первый многофункциональный пограничный сторожевой корабль «Рубин» водоизмещением 700 тонн, он пошел в серийное строительство.

Оригинальное название для сторожевика...

Есть такая морская традиция - называть корабли в честь драгоценных камней. А вы думали, это в честь балета Баланчина? Всего таких сторожевиков будет 30. Идет работа по созданию первого пограничного сторожевого корабля 1 ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа России. Это - первый в истории корабль такого класса, проектируемый именно для пограничных нужд.

Приоритетно обновляем корабельный состав на Черном море, где создается система морской безопасности к Олимпиаде 2014 года.

А будет создана единая система, которая «закольцует» все источники информации?

Это, кстати, наиболее интересные из ведущихся в настоящее время разработок. А именно - проекты автоматизированных систем мониторинга обстановки в пограничных пространствах, объединяющих все доступные средства обнаружения (спутниковые, авиационные, корабельные, береговые) в единую автоматизированную систему с выдачей информации на все уровни управления - от отдельного пограничного поста (корабля, самолета, наряда) до пограничного управления. Уверяю вас: это реальная, решаемая задача. Но надо понимать: если пару лет назад содержание километра госграницы стоило примерно 800 тысяч рублей в год, то эти расходы будут расти.

И при этом Погранслужба увеличивает закупки лошадей и фуража?

Мир изменился, а мы действительно возвращаемся к лошадям. Для нас это чрезвычайно важно, потому что граница проходит на разных участках, не только там, где машины бегают. В горно-лесистой местности лошадь надежнее любого автомобиля. Главное - заботиться о ней, по-человечески к ней относиться, тогда всего одна лошадиная сила обеспечит проходимость в любой местности в любую погоду.

Поняла: это самый надежный российский внедорожник, 2X2. У Службы есть свои конезаводы?

Нет, мы покупаем лошадей местных пород. Всего у нас порядка 1800 голов. Но будет больше. К тому же на лошадях обучены ездить верхом и служебные собаки. Тоже пока незаменимые в работе.

А их сколько на границе?

Более четырех тысяч. У нас очень хороший питомник под Вязьмой. Там же готовят инструкторов. А на заставах, которые теперь называются отделениями, обычно одна-две розыскных собаки, три-четыре -сторожевые. Причем практически все собаки приучены к специальным седлам, за собакой садится пограничник и - вперед. Собаки входят и в состав розыскных или мобильных групп.

Переход на полностью контрактную, а теперь и профессиональную систему службы себя оправдал?

Считаю, что да. Фактически мы перешли на профессиональное комплектование. Полагаем, что в перспективе у нас будут только офицеры и прапорщики. Сейчас они составляют 75 процентов личного состава.

Самая известная застава - отделение «Нагурское», на 81-ой параллели. А что еще делается в арктической зоне, какова там плотность пограничной охраны?

Раньше вдоль Арктического побережья у нас стояли десятки застав, ребята несли срочную службу. Между точками - по несколько сот километров, доставка продуктов, топлива была очень дорогой. Людям непросто приходилось: служили в условиях полярной ночи, тяжелого климата. У нас даже был отдельный арктический отряд в Воркуте. Но сейчас ситуация изменилась.

«Нагурское» - самый северный рубеж России, но он не только символ, а важный объект присутствия в Арктике. Пограничники оказывают содействие мореплавателям, исследователям, туристам. Именно через «Нагурское» суда идут дальше, на Северный полюс. И заявки, как мне сказали, поданы уже на несколько лет вперед.

На Севере застав в том, старом смысле уже нет. Мы выстроили систему контроля, в том числе и космического, и наземного. Есть точки, посты технического наблюдения, где фиксируется прохождение судов. Мы ведем наблюдение с помощью спутников, авиации, кораблей и катеров, то есть, комплексно используя технику и людей. Это и позволило сократить личный состав на северных рубежах.

Создается Береговая охрана России. В чем именно ее задачи?

Береговая охрана защищает страну как в морских пространствах, так и на морском побережье. На суше береговая охрана работает в муниципальных образованиях, контролирует пункты пропуска, в которых идет регистрация моряков и судов. Подразделения береговой охраны - совокупность подразделений радиотехнического наблюдения, корабельно-катерного состава, инспекторского состава, оперативных подразделений и подразделений мобильных действий, одновременно действующих на побережье и в морских акваториях.

Владимир Егорович, а на Юго-Востоке что можно сделать? Существует угроза наркотрафика. Даже серьезные люди предлагают отгородиться стеной от Центральной Азии - как США от Мексики. Но у нас же огромные расстояния, множество проселочных дорог, да и по степи можно двигаться по бездорожью.

Те изменения, которые произошли в постсоветский период, вообще поменяли географию охраны. Старых рубежей уже нет. А только, например, казахстанский участок у нас - семь с половиной тысяч километров. Даже глухие стены, глубокое эшелонирование ничего не могут гарантировать. Например, на афганско-иранской границе рвы, но все равно там регулярно происходят перестрелки с наркокурьерами. Как мне говорили, у иранцев за десять лет погибло 3500 человек.

На американско-мексиканской границе действительно смонтировали очень серьезную систему. Но под землей роют туннели, через них идут и нелегальные мигранты, и контрабандисты.

А мы какой путь выбрали? Или у нас на такой заслон нет денег?

Средства есть, вопрос в том, как их освоить эффективно. Нам надо не готовое на мировом рынке покупать, а создать свою, независимую технологию. И мы уже получаем уникальные технические экземпляры российского производства. Учитывая протяженность границ, мы вначале налаживаем оперативную работу, затем выстраиваем систему технических средств, и третье - используем подразделения мобильных действий. Возникла угроза на каком-то участке - туда быстро перебрасывается группа быстрого реагирования.

Именно для подразделений, выполняющих задачи разведывательно-поисковыми методами, создаются быстро развертываемые сигнализационные средства, позволяющие контролировать движение транспорта вне пунктов пропуска, обнаруживать группы людей и одиночных нарушителей в условиях горной и горно-лесистой местности.

Кроме того, в населенных пунктах у нас находятся пограничные участковые уполномоченные. Пособническая база контрабандистов ведь выстраивается вдоль границы, по определенным маршрутам и направлениям, ее мы выявляем, работая с населением.

Что удается сделать в общих границах СНГ?

Девять северных провинций Афганистана непосредственно выходят на границы Таджикистана, Туркмении, Узбекистана. Раньше поток наркотиков шел на Пакистан, далее - в Карачи и через море уходил в Европу и в Америку. Сегодня туда отправляют только двадцать тонн. А в Россию направляется более 70 тонн, и часть их оседает у нас.

Для того чтобы противодействовать этому, мы поэтапно проходим каждый рубеж, сейчас создаем максимальную плотность по прикрытию совместно с Казахстаном.

Вообще противодействие наркотрафику - очень больная тема, но все же наша основная задача - охрана границы, пропуск через нее людей и грузов, защита безопасности страны.

Участок нашей границы с Китаем - более четырех тысяч километров, насколько проблемным он является?

С Китаем у нас все просто. Единственная проблема связана с дикоросами. Нарушают режим границы браконьеры. Все остальное у китайских граждан легально, никто не пытается пользоваться просроченными паспортами. Мы тесно взаимодействуем с пограничной охраной КНР. Вообще нет ни одного государства, с которым у нас на уровне погранслужб была бы «напряженка». Это и есть малая дипломатия, пограничные представители находятся в постоянном контакте, вопросы решаются очень оперативно.

Есть Совет командующих пограничными войсками (СКПВ) государств - участников СНГ. Аналогичная структура в Европе - Фронтекс. И в прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве между этими двумя организациями. Поясню: для этого надо было получить санкцию всех глав государств, входящих в Евросоюз. Что и было сделано. Таким образом, СКПВ - первая структура СНГ, которая имеет полноправные партнерские отношения с единой Европой. Мы проводим совместные операции и другие оперативные мероприятия. В нашей части, пограничной, мы сотрудничаем без границ.

Пограничников с профессиональным праздником будем поздравлять?

От имени руководства Пограничной службы ФСБ России и от себя лично хочу поздравить с профессиональным праздником современное поколение пограничников, сказать им большое спасибо за самоотверженную службу по охране государственной границы. Отдельные поздравления и слова благодарности нашим ветеранам. В этот день всем, кто носит или когда-либо носил пограничные погоны, а также их родным и близким мира, добра, крепкого здоровья, счастья и благополучия.


Для получения информации
обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ

Почтовый адрес: г.Москва,
107031, ул. Мясницкая, дом 1

Веб-приемная

© Пограничная служба ФСБ России. 2009 - 2024 г. При использовании материалов ссылка на сайт ПС ФСБ России обязательна.