НА РУБЕЖАХ ДЕРЖАВЫ
Геополитическое влияние Российской Федерации на происходящие мировые процессы, уникальное положение нашей страны в международном сообществе во многом определяются наличием самой большой по протяжённости государственной границы в мире, составляющей свыше 61 тысячи километров. Россия граничит с 18 государствами, различающимися по своим внешнеполитическим приоритетам, уровню экономического развития.
О различных аспектах пограничной деятельности по реализации стратегических интересов Российской Федерации в пограничном пространстве «Красной звезде» рассказывает заместитель руководителя службы - руководитель Департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России генерал-полковник Евгений Инчин.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной год назад Указом Президента России Дмитрием Медведевым, одним из условий обеспечения национальной безопасности определена надежная защита и охрана Государственной границы Российской Федерации. Какую роль пограничные органы ФСБ России занимают в системе национальной безопасности России?
Защита государственной границы - это часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации.
Она осуществляется путем принятия не только специфических пограничных, но и политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-разыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
В системе федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих стратегические интересы нашего Отечества в пограничном пространстве, особое место занимают пограничные органы ФСБ России, на которые возложена реализация пограничных мер, заключающихся в охране государственной границы.
Евгений Сергеевич, а какие особенности присущи российскому пограничному пространству XXI века?
Особое влияние на специфику российского пограничного пространства сейчас оказывает незавершенность международно¬правового оформления Государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами.
В настоящее время Государственная граница России оформлена с шестью сопредельными государствами (Королевство Норвегия, Финляндская Республика, Республика Польша, Монгольская Народная Республика, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика) общей протяженностью около 10 тыс. км. Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы с 12 сопредельными государствами (Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Украина, Республика Казахстан, США, Эстонская Республика, Республика Белорусь, Республика Грузия, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Азербайджанская Республика, Япония) общей протяженностью более 13,5 тыс. км.
Характеризуя внутренние особенности российского пограничного пространства, также необходимо отметить, что более половины субъектов Российской Федерации являются приграничными, причём 24 из них приобрели данный статус впервые.
По каким направлениям продолжается совершенствование системы пограничных мер по обеспечению безопасности России в пограничном пространстве?
Результаты пограничной деятельности за последние пять лет, характеризовались неизменно положительной динамикой. Вместе с тем, количественные показатели в сотни тысяч задержанных нарушителей пограничного законодательства Российской Федерации, десятки тысяч не пропущенных через границу иностранных граждан, которым запрещён въезд в Россию, тонны изъятых на границе наркотиков, задержание контрабандных товаров общей стоимостью сотни миллионов рублей - все это наглядно показывает, что необходимо и в дальнейшем всеми заинтересованными государственными ведомствами наращивать усилия по реализации стратегических интересов Российской Федерации в пограничном пространстве.
В Пограничной службе ФСБ России в этих целях последовательно совершенствуется и система пограничных мер, направленных на обеспечение безопасности государства.
В частности, реализуются решения Коллегии Пограничной службы ФСБ России по повышению качества защиты и охраны границы в Северо-Кавказском регионе, с Казахстаном, на западном направлении, на каналах международного сообщения, по проблемам усовершенствования службы пограничных подразделений. В текущем году планируется введение в действие новых служебных инструкций по организации и осуществлению пограничной деятельности. Ими закрепляются основанные на практическом опыте базовые, эталонные подходы к охране границы, гармонизируются специальные методы пограничной службы с диспозициями современных правовых норм. В настоящее время на Государственной границе Российской Федерации установлено 398 пунктов пропуска, в том числе 159 автомобильных, 60 железнодорожных, 81 воздушных, 75 морских, 11 речных и озерных, 2 пешеходных и 10 смешанных. На российско-украинском и российско-казахстанском участках границы межправительственными соглашениями установлено 249 мест пересечения границы жителями приграничных территорий России, Украины и Казахстана. Ежегодно пограничные органы обеспечивают контроль и пропуск через государственную границу такого количества лиц, которое соизмеримо с численностью всего населения России. В частности, в 2008-2009 годах в пунктах пропуска на каналах международных сообщений было оформлено более 235 млн. граждан, и почти 200 тысячам граждан на законных основаниях отказано в пропуске через границу. При этом, со стороны пограничников не допущено предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций и неоправданных задержек в пропуске лиц и транспортных средств.
Реализация стратегических интересов Российской Федерации в пограничном пространстве и противодействие пограничным угрозам невозможно без сотрудничества с пограничными ведомствами государств-соседей. В каком формате Пограничная служба ФСБ России взаимодействует с коллегами из-за рубежа?
Учитывая преимущественно внешний характер пограничных угроз, Пограничная служба ФСБ России в рамках своих полномочий стремится к совместному с сопредельными и другими заинтересованными государствами противодействию глобальным и региональным угрозам на пограничном пространстве.
Международное сотрудничество по пограничным вопросам Россия осуществляет с 37 государствами. Особенно интенсивно оно развивается со странами СНГ на уровне Совета командующих пограничными войсками государств - участников СНГ, По граничного комитета Союзного государства и Совета по пограничным вопросам ЕврАзЭС. В соответствии с межгосударственными соглашениями пограничные органы ФСБ России охраняют южную границу Республики Армения, обеспечивают пограничную безопасность Абхазии и Южной Осетии. В решении задач по координации совместных усилий в сфере обеспечения пограничной безопасности активно участвуют оперативные пограничные группы ФСБ России в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. В рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации разрабатывается система дополнительных мер по обеспечению пограничной безопасности в условиях переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу. Учитывая характер угроз пограничной безопасности, исходящих из Центрально-Азиатского региона, в интересах всех участников таможенного союза принято принципиальное решение о сохранении по граничного контроля на российско-казахстанской границе и продолжении её обустройства.
Укрепляются пограничные контакты со странами Европейского союза, в том числе с Европейским агентством по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств - членов Европейского союза (FRONTEX). Система национальной безопасности Российской Федерации, в которую интегрирована Пограничная служба ФСБ России, требует от ведомства существенной модернизации пограничной деятельности. Что сделано в этом направлении?
В целом, содержание и внешний облик пограничной деятельности по реализации стратегических интересов России в пограничном пространстве за последние годы заметно преобразились. На наиболее значимых участках государственной границы, прежде всего север о-кавказском, в рамках Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)" создана современная пограничная инфраструктура, активно обустраивается российско-казахстанская граница. Получена практическая отдача от ряда НИОКР, ведущихся в рамках «Про граммы вооружения По граничной службы ФСБ России на 2006-2015 годы» и «Основных направлений технического развития Пограничной службы на период до 2015 года.
На вооружение подразделений пограничных органов стали поступать новые образцы военной и специальной техники, многофункциональные суда, технические средства пограничного контроля, автоматизированные системы паспортного контроля, средства связи. Завершены испытания и приняты на вооружение современные автоматизированные комплексы технических средств охраны границы. Наряду с техническими средствами, в охране границы по-прежнему активно используются возможности служебных животных, численность которых в пограничных органах составляет более 2,5 тыс. служебных собак и более 1 тыс. лошадей. Коренным образом поменялись подходы к организации пограничной деятельности, прежде всего, в вопросах определения приоритетности реализуемых мер и их сбалансированности с учётом обстановки в каждом конкретном приграничном регионе. Сегодня на большинстве участков государственной границы на передний план вышли вопросы нейтрализации трансграничных угроз, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандным перемещением через государственную границу товаров и грузов, оружия и боеприпасов, незаконной миграцией, расхищением водных биологических ресурсов.
Переориентация по граничных органов на борьбу с трансграничной преступностью потребовала создания соответствующей оперативно-функциональной модели пограничной деятельности. В ее основу положен переход к охране границы преимущественно оперативными методами. В результате реализации пограничными органами ФСБ России своих полномочий по привлечению граждан к охране государственной границы в добровольном порядке на начало 2010 года на территории приграничных субъектов Российской Федерации сформировано более 1,4 тысячи добровольных народных дружин и 116 добровольных казачьих дружин общей численностью около 16,5 тысяч человек. Организована работа по заключению трехсторонних договоров между администрациями приграничных субъектов, пограничными органами и войсковыми казачьими обществами об участии членов казачьих обществ в защите государственной границы на добровольных началах.
В настоящее время такие договоры подписаны между пограничными управлениями ФСБ России и казачьими обществами в 12 субъектах России. Хочется отметить одну из самых главных особенностей нашей пограничной деятельности, хотя и непрописанную ни в одном нормативном документе. Речь идёт об исторически сложившемся в российском обществе отношении к охране государственной границы, что всегда считалась делом не только ведомственным, но и общенародным. Именно поддержка граждан, общественных объединений, руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, представителей деловых кругов является главной основой эффективной пограничной деятельности. При такой поддержке реализуемые меры по обеспечению интересов Российской Федерации в пограничном пространстве позволяют успешно противодействовать складывающимся угрозам, способствовать стабильному развитию нашего государства. День пограничника наши соотечественники издавна воспринимают всенародным праздником. Очень многие, кому выпала честь охранять границу, в этот день привычно достают из гардероба зеленые фуражки, принимают поздравления близких, вспоминают добрым словом нелегкую службу и боевых товарищей. Пользуясь возможностью, хочу со страниц «Красной звезды» и от себя поздравить всех, кто считает этот день личным праздником. От всего сердца поздравляю с праздником сотрудников пограничных органов, членов семей, всех россиян, причастных к защите сухопутных и морских рубежей страны. Успехов вам, здоровья и благополучия!
Дмитрий Михайлов.