Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 482

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 482
"Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации"

 

Во исполнение статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Собание законодательства Российской Федерации, 1998, № 4, ст. 485);

пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 45, ст. 5521);

пункт 16 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. № 100 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 6, ст. 776).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин

 

Москва

26 июня 2008 г.

№ 482

 

Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 482)

 

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регламентируют порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

2. Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) предназначены для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

3. Пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на железнодорожных, автомобильных станциях или вокзалах, в морских, речных (озерных) портах, аэропортах (аэродромах), военных аэродромах, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также на иных специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности.

3.1. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - иные источники финансирования) (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).

4. Для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска создаются в установленном порядке подразделения органов пограничного, таможенного, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, иных видов контроля (далее - подразделения государственных контрольных органов).

II. Классификация и специализация пунктов пропуска

5. Пункты пропуска классифицируются на:

 морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные - по виду международного сообщения;

 пассажирские, грузовые, грузо-пассажирские - по характеру международного сообщения;

 постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе - по режиму работы;

 многосторонние - для пересечения государственной границы Российской Федерации лицами независимо от их гражданства (подданства), в том числе лицами без гражданства, и транспортными средствами независимо от государственной принадлежности, а также для перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности;

 двусторонние - для пересечения государственной границы Российской Федерации гражданами, в том числе в упрощенном порядке, и транспортными средствами Российской Федерации и сопредельного государства, а также для перемещения через государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и животных только Российской Федерации и сопредельного государства.

6. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами пункты пропуска могут специализироваться по видам перемещаемых грузов, товаров и животных (далее - специализированные пункты пропуска).

Специализированные пункты пропуска включаются в перечни, издаваемые Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами, и подразделяются на:

 специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий;

 специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза, подкарантинного товара).

III. Порядок установления пунктов пропуска

7. Пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

8. Предложения об установлении пунктов пропуска могут вноситься федеральными органами исполнительной власти или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - инициаторы).

Предложение об установлении пункта пропуска направляется инициатором в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (если оно не является инициатором) с приложением следующих документов:

 обоснование целесообразности установления пункта пропуска с указанием его вида и классификации;

 сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска;

 расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на проектирование, строительство, оборудование, техническое оснащение и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, в случае, если такие проектирование, строительство, оборудование, техническое оснащение и содержание осуществляются за счет средств федерального бюджета;

 расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, в случае, если их проектирование, строительство, оборудование и техническое оснащение осуществляются за счет средств иных источников финансирования;

 сведения о земельных участках (местоположение, кадастровый номер, категория, площадь и правообладатель), на которых предполагается размещение объектов пункта пропуска;

 схема территории (акватории), на которой планируется разместить здания, помещения, сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, с обозначением границ зон планируемого размещения.

Инициатором при установлении пункта пропуска в пределах территории военных аэродромов может выступать только Министерство обороны Российской Федерации.

Требования к форме и содержанию документов, прилагаемых к предложению об установлении пункта пропуска, устанавливаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил.

9. Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации рассматривает представленные инициатором материалы и в 2-месячный срок готовит заключение о целесообразности либо нецелесообразности установления пункта пропуска, согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (если они не являются инициаторами). Заключение о нецелесообразности установления пункта пропуска направляется инициатору. При установлении временных пунктов пропуска в целях освоения континентального шельфа Российской Федерации подготовка заключения о целесообразности либо нецелесообразности установления таких пунктов пропуска не требуется.

10. В случае признания целесообразности установления пункта пропуска проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска вносится в установленном порядке руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации в Правительство Российской Федерации. Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска в пределах территории военных аэродромов вносится в установленном порядке Министром обороны Российской Федерации. Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска с приложением материалов, указанных в пункте 8 настоящих Правил, до его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации направляется на согласование в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается установить пункт пропуска.

11. В проекте акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска указываются классификация и специализация пункта пропуска, а также срок функционирования - для временного пункта пропуска и период работы - для сезонного пункта пропуска.

12. Подготовка проектов международных договоров Российской Федерации об установлении пунктов пропуска осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о международных договорах.

IV. Порядок открытия пунктов пропуска

13. Пункт пропуска открывается после комплексного завершения строительства (реконструкции), оборудования и ввода в эксплуатацию в установленном законодательством порядке зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Если в акте Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска или нормативном правовом акте Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации о реконструкции пункта пропуска предусмотрено поэтапное принятие пункта пропуска, процедура открытия пункта пропуска осуществляется после завершения каждого этапа строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения.

14. Проектная документация на строительство пункта пропуска, оборудование зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, согласовывается с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в пунктах пропуска.

В случае строительства пункта пропуска в пределах территории военного аэродрома указанная проектная документация также согласовывается с Министерством обороны Российской Федерации.

15. После окончания строительства, оборудования и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля, и получения разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти создает межведомственную комиссию по проверке соответствия пункта пропуска требованиям к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - комиссия).

В состав комиссии входят представители Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в пунктах пропуска, а также Министерства обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.

16. Результаты работы комиссии оформляются актом, который подписывается членами комиссии, подтверждающими соответствие пункта пропуска требованиям, указанным в пункте 15 настоящих Правил.

В случае если членами комиссии выявлены несоответствия указанным требованиям, составляется протокол несоответствия, который прилагается к акту комиссии и является его неотъемлемой частью. В протоколе указываются выявленные несоответствия с определением сроков их устранения. Протокол подписывается членом комиссии - представителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и членами комиссии, выявившими эти несоответствия.

В случае если строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств иных источников финансирования, протокол несоответствия в части срока устранения выявленных несоответствий согласовывается с собственником указанных зданий, помещений, сооружений в 10-дневный срок.

После устранения несоответствий, указанных в протоколе, и проведения проверки их устранения членами комиссии, выявившими эти несоответствия (или по уведомлению Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации другими уполномоченными представителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти), в 10-дневный срок подписывается акт комиссии.

16.1. В отношении зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, строительство (реконструкция), оборудование и техническое оснащение которых осуществлено за счет средств иных источников финансирования, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации после подписания всеми членами комиссии акта комиссии и до открытия пункта пропуска заключает с собственником указанного имущества договор безвозмездного пользования.

17. На основании подписанного всеми членами комиссии акта комиссии Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации в 2-месячный срок принимает нормативный правовой акт об открытии пункта пропуска (с указанием его классификации и специализации).

18. Утратил силу.

19. Утратил силу.

V. Порядок функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска

20. В целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации создает администрацию пункта пропуска.

21. Функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

22. Для обеспечения бесперебойного функционирования (эксплуатации) пункта пропуска руководитель администрации пункта пропуска по согласованию с руководителями подразделений государственных контрольных органов, а также соответственно с руководителем администрации морского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта (аэродрома), старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции или вокзала утверждает распорядок работы пункта пропуска, включающий в себя время начала и окончания его работы.

23. В сезонных пунктах пропуска и пунктах пропуска, работающих на нерегулярной основе, работа сотрудников соответствующих подразделений государственных контрольных органов организуется в порядке их командирования в эти пункты на период пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

VI. Координация деятельности в пунктах пропуска

24. Координация деятельности подразделений государственных контрольных органов, администраций пункта пропуска и администраций морского порта, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), железнодорожной, автомобильной станции или вокзала осуществляется по следующим основным направлениям:

 совместный анализ обстановки в пункте пропуска, прогнозирование тенденций изменения пассажирского и грузового потоков, возможных нарушений правил пересечения государственной границы Российской Федерации лицами и транспортными средствами, перемещения через нее грузов, товаров и животных;

 разработка и реализация предложений по совершенствованию работы пункта пропуска;

 разработка и утверждение распорядка работы и технологических схем организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также планов взаимодействия.

25. Координация деятельности подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска возлагается:

 по вопросам поддержания режима государственной границы - на руководителя подразделения пограничного контроля пограничного органа;

 по вопросам содержания зданий, помещений и сооружений пункта пропуска с соответствующим технологическим оборудованием и техническим оснащением - на руководителя администрации пункта пропуска.

26. В целях обеспечения координации деятельности в пункте пропуска создается координационный совет, в состав которого входят руководители подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска, а также руководитель администрации морского порта, капитан речного (озерного) порта, руководитель аэропорта, старший авиационный начальник аэродрома, начальник железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, а также представители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен пункт пропуска. Члены координационного совета при обсуждении вопросов и принятии решений пользуются равными правами. На заседания координационного совета в случае необходимости могут быть приглашены другие лица. Решение об их участии принимается членами координационного совета.

27. Заседания координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совета.

28. Решения координационного совета считаются принятыми, если они одобрены всеми членами координационного совета. Решения координационного совета оформляются протоколом и реализуются лицами, указанными в пункте 26 настоящих Правил.

VII. Порядок проведения реконструкции пунктов пропуска

29. Под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.

30. Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска может вноситься федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска, или собственником (собственниками) зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска.

Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска вносится в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (если оно не является инициатором) с приложением следующих документов:

 обоснование целесообразности реконструкции пункта пропуска;

 сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска после завершения реконструкции;

 сведения о порядке функционирования пункта пропуска на период проведения реконструкции с приложением проекта технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

 расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на реконструкцию пункта пропуска и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, в случае, если такая реконструкция осуществляется за счет средств федерального бюджета;

 расчет и обоснование затрат средств из федерального бюджета на содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, в случае, если их реконструкция осуществляется за счет средств иных источников финансирования.

Требования к форме и содержанию документов, прилагаемых к предложению о проведении реконструкции пункта пропуска, устанавливаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил.

31. В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.

32. Открытие пункта пропуска после реконструкции осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 13 - 19 настоящих Правил.

VIII. Порядок закрытия пунктов пропуска

33. Пункт пропуска может быть закрыт на основании международного договора Российской Федерации или акта Правительства Российской Федерации.

34. Представление о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска может вноситься одним из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в пунктах пропуска, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации (если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома), Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска (далее - заявители).

Представление о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска направляется заявителем в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (если оно не является заявителем) с приложением документов с обоснованием нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска.

Требования к форме и содержанию документов, прилагаемых к представлению о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска, устанавливаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил.

35. На основании представления о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации в установленном порядке осуществляет подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о закрытии пункта пропуска.

Проект акта Правительства Российской Федерации о закрытии пункта пропуска, согласованный с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил, вносится в установленном порядке руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.

Проект акта Правительства Российской Федерации о закрытии пункта пропуска, установленного в пределах территории военного аэродрома, вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации.

36. Временное закрытие пункта пропуска производится на основании акта Правительства Российской Федерации:

 в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;

 в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, при которых невозможно осуществление транспортного сообщения и (или) осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска;

 в случаях введения ограничительных мероприятий (карантина) по причине ухудшения эпидемиологической, эпизоотической и/или карантинной фитосанитарной ситуации;

 по причинам санитарно-карантинного характера;

 на период реконструкции пункта пропуска, если в пределах пункта пропуска во время реконструкции не представляется возможным организовать проведение пограничного, таможенного и иных видов контроля и осуществлять пропуск лиц, грузов, товаров, животных и транспортных средств.

Предложение о временном закрытии пункта пропуска вносится заявителем.

37. Проект акта Правительства Российской Федерации о временном закрытии пункта пропуска, согласованный с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил, вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации руководителем одного из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в пунктах пропуска, или руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации.

В проекте акта Правительства Российской Федерации о временном закрытии пункта пропуска указываются периоды временного закрытия пункта пропуска.

38. Утратил силу.

39. На период временного закрытия пункта пропуска подразделения государственных контрольных органов не подлежат расформированию и используются по решению руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.


Телефон доверия:
(495) 914-43-69 (круглосуточно)

Почтовый адрес: г.Москва,
107031, ул. Мясницкая, дом 1

Веб-приемная

© Пограничная служба ФСБ России. 2009 - 2021 г. При использовании материалов ссылка на сайт ПС ФСБ России обязательна.