Деятельность пограничных представителей в международном правовом оформлении границ
Завершение договорного закрепления государственной границы на участках, не оформленных в международно-правовом отношении, является одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации. Российская Федерация не имеет территориальных претензий ни к одному из сопредельных государств и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и нерушимости существующих границ.
ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в процессе международно-правового оформления государственной границы России на основе универсальных принципов международного права, Конституции Российской Федерации, российского законодательства и директив Правительства Российской Федерации.
Сотрудники ФСБ России участвуют в комиссиях (межведомственных комиссиях) и делегациях на переговорах с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Норвегией, Украиной, Азербайджаном, Казахстаном, а также с другими странами по разграничению морских пространств.
Динамику международно-договорного оформления границы и установления ее режима в последние годы характеризуют следующие результаты. Вступили в силу договоры о границе с Литвой (2003), Украиной (2004), Казахстаном (2006), Латвией (2007), Дополнительное соглашение о российско-китайской границе на ее Восточном участке (2005), Соглашение о точке стыка границ России, Литвы и Польши (2006), подписаны Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006), Соглашение о точке стыка границ экономических зон и континентального шельфа России, Литвы и Швеции в Балтийском море (2005), Соглашение о режиме российско-китайской границы, Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда (2007), проведена проверка границы с КНДР (2002) и Монголией (2002).
Начата подготовка к демаркации границы с Литвой, проверка границы с Финляндией и переговоры по порядку проведения проверки границы с Норвегией. С подписанием в июле 2008 года Дополнительного Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части закончена демаркация государственной границы с Китаем. Продолжаются переговоры по международно-правовому оформлению государственной границы России с Азербайджаном. В мае 2009 года начата демаркация государственной границы с Казахстаном.
В итоге государственная граница Российской Федерации полностью оформлена с шестью государствами (Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР). Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России с Латвией, Литвой, Украиной, Казахстаном и США. Не оформлена граница России с Эстонией, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном и Японией.
Остро стоит вопрос разграничения морских пространств Российской Федерации. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Норвегией, Финляндией, Польшей и КНДР. С Эстонией, Украиной и Японией граница на море не оформлена, с признанием Российской Федерацией Абхазии, встал вопрос об оформлении границы на море и с ней. Не решены вопросы правового статуса и режима использования Каспия. Не ратифицировано Соглашение между бывшим СССР и США о линии разграничения морских пространств. До конца не решен вопрос разграничения континентального шельфа и исключительной экономической зоны с Норвегией в Баренцевом море.