Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Основы пограничной политики РФ

Утверждаю
Президент Российской Федерации
Председатель Совета Безопасности
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
5 октября 1996 года

ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основы пограничной политики Российской Федерации являются составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пограничная политика Российской Федерации направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.

Пограничная политика формируется на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.

Составной частью пограничной политики Российской Федерации является подготовка и реализация совместно с заинтересованными государствами - участниками Содружества Независимых Государств мер по обеспечению национальной и коллективной безопасности на внешних границах Содружества.

Важнейшими предпосылками эффективности пограничной политики выступают справедливое межгосударственное разграничение, развитие международного сотрудничества, укрепление социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации.

Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Основные субъекты пограничной политики Российской Федерации - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.

Основные объекты пограничной политики Российской Федерации - государственная граница Российской Федерации, национальные интересы России в ее пограничном пространстве, а также на внешних границах государств - участников СНГ.

Цель пограничной политики Российской Федерации - реализация и защита национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.

Основные задачи пограничной политики Российской Федерации:

  • создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности;
  • совершенствование международно-правового оформления государственной границы;
  • межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации;
  • противодействие экономической и демографической экспансии на территорию России со стороны других государств;
  • предотвращение попыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно-политических блоков, исходя из национальных интересов государства в пограничном пространстве;
  • обеспечение интересов и безопасности России на внешних границах государств - участников СНГ на основе международных договоров.

Принципы пограничной политики Российской Федерации:

  • взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости границ;
  • приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве, комплексный подход к их реализации и защите;
  • мирное разрешение пограничных вопросов;
  • уважение прав и свобод человека и гражданина.

2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Основными угрозами национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве являются:

  • территориальные притязания;
  • незавершенность международно-правового оформления государственной границы России;
  • проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;
  • расширение экономической и демографической экспансии;
  • расхищение национальных богатств Российской Федерации, активизация контрабандной деятельности;
  • массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров;
  • нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов;
  • трансграничная организованная преступность и терроризм;
  • региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы;
  • распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
  • аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Совершенствование международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации

Международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации осуществляется на основе универсальных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, других международно-правовых документах.

Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления своей государственной границы.

Государственная граница России, совпадающая с границей бывшего СССР, является нерушимой. Отвергаются любые территориальные притязания к Российской Федерации со стороны соседних государств и попытки изменения прохождения государственной границы в одностороннем порядке.

Государственная граница Российской Федерации с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории бывших союзных республик СССР, совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР. Россия стремится к установлению и закреплению единого визового пространства на территории государств - участников СНГ. Договорно-правовое оформление государственной границы России с государствами - участниками СНГ осуществляется на двусторонней основе. Россия оставляет за собой право принимать необходимые меры для защиты своих национальных интересов на границе с этими государствами.

3.2. Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации

Пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.

Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает:

  • создание и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России;
  • приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ;
  • прогнозирование развития обстановки, выработку и реализацию мер по оптимизации механизма координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в пограничном пространстве.

3.3. Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества

Межгосударственное пограничное сотрудничество основывается на совпадении интересов России и соседних с ней государств и направлено на последовательное углубление координации и взаимодействия по разрешению пограничных проблем. Дальнейшее развитие пограничного сотрудничества предусматривает:

  • формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества;
  • укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами;
  • формирование системы обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон;
  • сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, а также в решении экологических и гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдении норм и принципов международного права.

3.4. Обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ

Россия выступает за нерушимость внешних границ государств - участников СНГ, содействует их международно-правовому оформлению и развитию на договорной основе сотрудничества между пограничными структурами этих государств в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности.

Обеспечение национальной и коллективной безопасности заинтересованных государств - участников СНГ на их внешних границах является одним из приоритетных направлений пограничной политики России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • общностью и взаимозависимостью социально-экономических интересов государств - участников СНГ;
  • необходимостью нейтрализации процессов, ущемляющих национальные интересы и подрывающих национальную безопасность государств Содружества;
  • ограниченностью возможностей ряда государств Содружества по созданию национальных систем обеспечения пограничной безопасности;
  • необходимостью противодействия попыткам геополитической изоляции России и ограничению ее социально-экономических и военно-политических связей с государствами Содружества.

Россия может участвовать на договорной основе в обеспечении национальных интересов и коллективной безопасности государств - участников СНГ посредством совместной охраны границ или оказания содействия национальным службам в осуществлении пограничного, таможенного, иммиграционного, автогрузового, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Формирование Таможенного союза из числа государств - участников СНГ, связанных с Россией интегрированной экономикой и политическим партнерством, предполагает совместное установление на границах этих государств с третьими странами соответствующих нормам международного права всех видов контроля (паспортно-визовый, таможенный, иммиграционный, автогрузовой, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный) и согласованного механизма контроля за перемещением грузов в пределах территорий государств, входящих в этот союз.

3.5. Развитие социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации

Создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных регионов, роста благосостояния и духовного развития населения является важнейшим фактором поддержания общественно-политической стабильности, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве. Пограничная политика в этой области включает:

  • создание условий для производственной деятельности в приграничных регионах с учетом характера новых международных и межрегиональных связей;
  • создание условий для эффективного развития свободных экономических зон;
  • сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов;
  • обеспечение регулирования потоков внешней миграции;
  • противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;
  • поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;
  • сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений;
  • создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;
  • создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.

3.6. Формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики

Проблемы дальнейшей разработки и реализации пограничной политики Российской Федерации, деятельности ее субъектов требуют фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научного обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением национальных интересов и безопасности России в пограничном пространстве.

Приоритетными направлениями исследований в области пограничной политики Российской Федерации являются: методологические проблемы; вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных интересов в пограничном пространстве; механизмы мирного разрешения пограничных проблем; социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты; влияние миграционного фактора на процессы и явления в пограничном пространстве; национальный вопрос в пограничной политике России; проблемы пограничной безопасности; история российской границы и другие аспекты погранологии.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в общей системе обеспечения национальной безопасности посредством скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению проведения пограничной политики государства, руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти по ее реализации, устанавливает нормы и порядок их финансового и материально-технического обеспечения, ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает межправительственные соглашения в соответствии с полномочиями в области пограничной политики, возложенными на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане при реализации пограничной политики выполняют полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, регламентирующими решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам пограничной политики в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны осуществляет Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Основные направления пограничной политики Российской Федерации реализуются при разработке федеральных целевых программ, осуществлении внешнеполитической, экономической, военной, социальной, финансовой и экологической деятельности государства.

Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского персонала и других лиц, участвующих в реализации пограничной политики, гарантируется государством и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности по реализации пограничной политики осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение сил и средств, участвующих в проведении пограничной политики, осуществляется целевым назначением в объемах, ежегодно устанавливаемых федеральным бюджетом Российской Федерации, за счет ресурсов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у организаций и граждан.

Основы пограничной политики Российской Федерации могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере поступательного социально-политического и экономического прогресса общества и в соответствии с изменениями мирового развития.


Телефон доверия:
(495) 914-43-69 (круглосуточно)

Почтовый адрес: г.Москва,
107031, ул. Мясницкая, дом 1

Веб-приемная

© Пограничная служба ФСБ России. 2009 - 2021 г. При использовании материалов ссылка на сайт ПС ФСБ России обязательна.